Автослесарь

Для того чтобы имеющийся в стране огромный парк автомобилей находился в исправном состоянии и эффективно работал, необходима специальная служба, которая следила бы за техническим состоянием автомобилей, устраняла бы или предотвращала возникновение в них неисправностей. Чем ниже процент неисправных и чем больше число исправных машин, тем с большей эффективностью может использоваться автотранспорт, тем больше грузов или пассажиров он может перевезти, тем безопаснее будет движение. Слесари по ремонту автомобилей и являются работниками этой службы. Ими бывают только мужчины.

Когда неисправный автомобиль прибывает в мастерскую, слесари прежде всего должны выяснить, в каком состоянии находятся механизмы данной машины: нуждаются ли они в ремонте, регулировке, отладке или они еще достаточно работоспособны.

Информация о состоянии агрегатов автомобиля может быть получена различными путями. Один из них - внешний осмотр механизмов, при котором обнаруживаются, например, трещины и пробоины в рубашке охлаждения, протекание масла через сальник, неплотное соединение трубопроводов и др. Износ в процессе работы сопряженных деталей вызывает появление люфта - неплотности посадки. Эти люфты нетрудно обнаружить: если с небольшим усилием надавить на деталь, то неплотность посадки ощущается сразу - деталь слегка покачивается.

Таким образом, помимо зрения, рабочий для получения информации пользуется кинестезией (чувство усилия, давления). Этим же способом можно обнаружить и ослабление креплений. Слабое крепление находят иногда еще по звуку: если постучать каким-нибудь предметом по соединению, то при слабом креплении слышится более глухой звук.

Полученная в ходе чисто внешнего осмотра информация прямо указывает на неисправности, которые нужно устранить: слабые крепления подтянуть, если есть люфты - нужно отрегулировать или заменить изношенные детали, трещины в рубашке охлаждения нужно заделать и т. д.

Однако внешний осмотр неработающего автомобиля не позволяет достаточно полно определить состояние его механизмов. Поэтому ремонтнику необходимо также получить информацию о характере работы механизма, осмотреть его в действии. Эту информацию слесарь получает прежде всего от водителя машины. Он сообщает, например, о стуках, возникающих при работе машины, или о том, что двигатель не развивает достаточной мощности, перегревается, повышенно расходуется бензин или масло, неисправны тормоза (машина останавливается только после нескольких нажатий на педаль), автомобиль трогается с места рывком, а не плавно и т. п. Кроме того, ремонтник лично проверяет, как действуют различные механизмы автомобиля, сцепление, рулевое управление, тормоза и пр.

Процесс получения этой информации несложный. Однако на основе ее надо установить технический диагноз - по чисто внешним признакам определить состояние механизмов автомобиля, возможные его неисправности, не разбирая его. От того, насколько хорошо ремонтник справляется с задачами технического диагностирования, во многом зависит его успешная работа. Он всегда помнит, что разборка и сборка механизмов являются самыми трудоемкими процессами.