Инженер-электромеханик

Современный электровоз - очень сложное устройство, преобразующее электрическую энергию в механическую. Процесс этот не простой. Достаточно сказать, что напряжение в контактном проводе, от которого питается электровоз, может быть 3000 вольт (на линиях постоянного тока) и 22 000 вольт (на линиях переменного тока), и его непосредственно на двигатели сразу направить нельзя.

В момент трогания с места двигатели электровоза соединяются последовательно, затем, по мере увеличения скорости,- последовательно-параллельно и параллельно. Таким образом, изменяя напряжение на двигателях, мы имеем возможность менять скорость электровоза. Это упрощенная схема регулирования скорости. На самом деле в этой операции участвуют десятки аппаратов, работающих в большинстве случаев автоматически.

На электровозе расходуется большое количество сжатого воздуха, который питает тормозные магистрали поезда. Этот воздух вырабатывают компрессоры и нагнетают его под большим давлением в специальные резервуары. Компрессоры работают в автоматическом режиме, то есть при определенном понижении давления воздуха они включаются и, достигнув заданного, отключаются.

Понятно, что конструировать и обслуживать такую сложную технику, как электровоз, на котором установлены десятки различных машин и аппаратов, обеспечивающих надежную работу и большие скорости, могут только грамотные высококвалифицированные специалисты - инженеры-электромеханики.

Работают они в различных местах - на электровозостроительных и ремонтных заводах, в научно-исследовательских институтах, в лабораториях вузов и локомотивных депо. Характер работы инженера-электромеханика очень разнообразный: это и конструкторский труд при проектировании новых видов локомотивов, и их испытание на полигонах, и постоянная работа по модернизации оборудования.

Но вот новый локомотив, мощный красавец электровоз, получил путевку в жизнь и вышел на линию. Теперь его надо грамотно эксплуатировать, вовремя осматривать и ремонтировать. И здесь главное слово тоже за инженером-электромехаником. Он работает в локомотивном депо и ремонтном заводе в должности мастера или начальника цеха. На нем лежит ответственность за качественный ремонт, научную организацию труда и применение новейших достижений техники и технологии при ремонте локомотивов. От него во многом зависит дальнейшая успешная работа электровоза на линии, его способность водить тяжеловесные и скоростные поезда.