Инженер по электрификации

Для того чтобы обеспечить бесперебойное и строго по графику движение поездов на железных дорогах, применяют специальные автоматические устройства, которые, кроме того, обеспечивают и его безопасность. Кто не видел стоящие вдоль железнодорожного пути мачты светофоров, свет которых меняется при прохождении поезда. Нет поездов на перегоне - светофор горит зеленым светом. Но стоит только первым колесам локомотива пройти мимо светофора, как показание на нем сменяется на красное. Внимание для следующего позади состава - перегон занят. Но вот последние колеса освободили перегон, и перед ним на светофоре загорелся желтый свет, сигнализирующий о том, что только один перегон свободен для движения. Загорелся желтый с зеленым - два перегона свободны. Ну а если сильный туман или вьюга и видимость ограниченна? На этот случай на локомотиве имеется своя сигнализация, свой маленький светофорчик, который повторяет показания путевых.

Такие системы автоматики на железных дорогах называют автоматической блокировкой и электрической централизацией. А если надо сформировать или расформировать товарный поезд? И здесь на помощь придет автоматика. Вагоны подаются на так называемую "горку", и с нее они скатываются. И каждый попадает на свой путь, тот, на который его направит стрелочный перевод, управляемый дистанционно диспетчером.

При строительстве новых железных дорог одновременно ведется работа по оснащению их устройствами сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Постоянно осуществляется замена старых систем на новые. Большая ответственность при проведении этих работ ложится на инженеров по электрификации железных дорог. Они участвуют в проектировании новых систем автоматики и телемеханики на стадии исследовательских ' работ и в процессе осуществления конкретных разработок. Существует ряд научно-исследовательских и проектных институтов, которые ведут разработку технических проектов на новое строительство и модернизацию действующих объектов. Инженер-электрик здесь одна из главных фигур. Где разместить светофоры, как проложить воздушные и кабельные линии, какие будут утечки тока из рельсовых цепей? Эти и многие другие вопросы стоят перед проектировщиком. И ошибки допустить нельзя - ведь от его качественной работы в конечном итоге зависит безопасность движения, а вместе с нею и жизнь людей.