Машинист метро. Необходимые требования

Профессия машиниста электропоезда предъявляет повышенные требования к психофизиологическим особенностями человека. Отличительная черта хорошего машиниста - постоянная готовность к экстренным действиям, к предупреждению аварийной ситуации. Машинист должен отлично знать устройство подвижного состава и иметь "золотые руки" слесаря, чтобы в считанные секунды ликвидировать возникшую на линии неисправность и избежать выхода поезда из графика движения. Ему нужны самообладание, большая собранность и чувство уверенности в своих силах.

Поезд мчится с большой скоростью. Но машинист должен успеть увидеть все сигналы, проследить, свободен ли путь, заметить положение автоматических стрелок рельсовых путей, считать показания приборов, выполнить указания диспетчера и т. д. Как видим, объем информации, которую машинист должен быстро воспринять и осмыслить, достаточно велик и труд его весьма напряженный. Движения по управлению поездом небольшие по размаху и не требуют значительных физических усилий, но должны быть точными и очень своевременными.

Может показаться, что из-за системы автоведения поездов и диспетчерского управления машинисту не приходится самостоятельно принимать решения. Но это не так. В зависимости от конкретной обстановки приходится то ускорять движение поезда, то сознательно замедлять, а в соответствии с этим выбирать и разные режимы работы. Умственная деятельность машиниста выражается и в анализе причин тех или иных отклонений в работе оборудования и поиске способов их устранения.

В работе машиниста есть свои трудности: не исключена работа в воскресные дни; начало рабочего дня - в 5 часов утра (в 5 часов 25 минут первые электропоезда выходят из депо на линии); окончание работы в вечернюю смену - в 2 часа ночи (для ночного отдыха машинистов имеются специальные помещения) .

Готовят машинистов мотор-вагонного подвижного состава метрополитена в средних профессионально-технических училищах.