Моторист-рулевой. Необходимые требования

Разнообразны требования профессии моториста-рулевого к зрению. Он должен обладать остротой зрения, чтобы своевременно обнаружить появляющиеся на пути корабля объекты и предметы, распознать особенности местности. Причем острота зрения должна сохраняться и в неблагоприятных условиях - в ночное время, в тумане, в дождь. Применение цвета в морской и речной сигнализации вызывает необходимость правильного цветоощущения.

Особо важное значение имеет для моториста-рулевого хороший глазомер, помогающий правильно и быстро определять на глаз расстояние от корабля до окружающих предметов.

Моторист-рулевой контролирует работу двигателя не только по приборам, но и на слух. Поэтому он должен уметь улавливать на слух незначительные отклонения в режиме работы двигателя, а также другие звуки, которые позволяют судить об окружающей обстановке,- гудки пароходов, слова команды.

Большую роль в работе моториста-рулевого играет и чувство равновесия. Его вестибулярный аппарат должен обладать устойчивостью к длительным нагрузкам во время качки корабля.

В связи с необходимостью производить сложные маневры кораблем в пространстве мотористу-рулевому нужна способность оперировать пространственными представлениями. Каждый маневр корабля требует предварительного создания мысленной траектории его движения и представления различных взаимных позиций корабля и окружающих его объектов, в число которых входят другие корабли, рельеф берега и дна водоема, причалы, плавающие и выступающие из воды предметы.

Мотористу-рулевому нужна и цепкая топографическая память, то есть он должен хорошо запоминать для облегчения ориентировки особенности тех мест, где однажды побывал.

Поскольку он имеет дело с постоянно изменяющейся ситуацией, то должен принимать решения быстро и безошибочно. Мыслительные задачи, решаемые им, требуют соотнесения в короткий срок нескольких переменных данных - инерции, величины и скорости своего и окружающих судов, силы течения, ветра, величин расстояний и др.

Как и в других транспортных профессиях, моторист-рулевой должен уметь распределять свое внимание между несколькими объектами - быть на вахте постоянно бдительным. Возможность возникновения опасных аварийных моментов требует от него способности сохранять спокойствие в критические минуты, быть хладнокровным, решительным, смелым.

При несении вахты в ходовой рубке мотористу-рулевому необходимо быть предельно внимательным, мгновенно реагировать на команды, подаваемые капитаном или вахтенным начальником. Например, швартуясь к причалу или к другому судну, рулевой выполнил команду на перекладку руля с запозданием, или была подана команда переложить руль влево, а он переложил его вправо. В результате судно может навалиться на причал или другое судно, и тогда в корпусе образуется вмятина или пробоина.

Профессия моториста-рулевого связана с продолжительным пребыванием в небольшом замкнутом коллективе, что требует от каждого его члена дружелюбия, коллективизма, взаимовыручки, выдержанности.

Особенность профессии моториста-рулевого, связанная с разъездами и изменчивой обстановкой, обязывает легко, без эмоционального напряжения переносить эти условия, приспосабливаться к частым изменениям обстоятельств. Готовят мотористов-рулевых в средних профессионально-технических училищах.

Повышать образование можно в мореходных училищах.