Моторист-рулевой

Профессия рулевого возникла на флоте с самого начала его зарождения, ибо любое судно должно быть управляемым, а вот профессия моториста появилась после создания судов с двигателями внутреннего сгорания. Широкое распространение на флоте получило совмещение профессий, которое позволяет эксплуатировать суда с более высоким экономическим эффектом. В результате такого совмещения и возникла профессия моториста-рулевого.

Мотористы-рулевые обслуживают как речные, так и морские суда. Многих привлекает в морских профессиях возможность увидеть дальние края, бороздить морские просторы, жить по мужественным законам морской дружбы, то есть то, что называют романтикой. Но для настоящего моряка и речника его профессия - это прежде всего труд, и труд нелегкий, напряженный. При любых условиях, в любую погоду суда перевозят грузы и пассажиров, используются на рыбных промыслах, при исследовании водных пространств Мирового океана.

В рулевой рубке моторист-рулевой стоит за штурвалом и управляет курсом движения судна согласно приказам вахтенного начальника. На небольших речных судах (буксирных катерах) степень самостоятельности моториста-рулевого возрастает: он управляет судном обычно без дополнительных указаний, только под наблюдением вахтенного начальника. В обязанности моториста-рулевого входит также наблюдение за исправностью механизмов рулевого устройства, их чистка, смазка и текущий ремонт.

На вахте в машинном отделении моторист-рулевой по приборам и другим внешним сигналам следит за исправностью работы двигателя, выполняет команды вахтенного начальника по изменению режима работы двигателя. Под руководством механика судна он также производит чистку, смазку и текущий ремонт двигателя.

Моторист-рулевой должен уметь управлять шлюпкой, хорошо плавать, знать практические приемы спасения утопающего. Есть у него и другие обязанности, которые являются общими для всех плавающих на судах: быстро вязать морские узлы, далеко и точно закидывать бросательный конец при швартовке судна, готовить металлическую и деревянную поверхность к окраске, а затем покрасить ее так, чтобы краска легла ровным слоем,- судно всегда должно быть чистым и красивым.

Для моториста-рулевого ежедневная уборка судовых помещений - привычное дело. Каждый моторист-рулевой на судне имеет свое заведование, то есть одному из них поручают содержать в чистоте и в исправном состоянии шлюпки и шлюпочные устройства, другому - якорное и швартовное устройство, третьему - судовые системы и т. д. Он должен иметь и слесарные навыки, поскольку сам производит текущий ремонт механизмов и устройств.

Так как моторист-рулевой на судне исполняет обязанности вахтенного в машинном отделении и в капитанской рубке у руля и должен четко и своевременно выполнять приказы, ему необходимо быть дисциплинированным и исполнительным. В то же время очень важно, чтобы он выполнял приказы не бездумно, а сознательно, потому что только при полном понимании смысла приказа его можно исполнить точно.

Моторист-рулевой выполняет функции оператора по управлению системой (кораблем), перемещающейся в пространстве по определенным законам. Он должен следить за процессами, происходящими внутри системы (работа двигателя), и за процессами взаимодействия системы с внешним миром. Информацию об этих процессах моторист-рулевой получает с помощью приборов и непосредственно органами чувств.