Обслуживающий персонал

Одним из первых работников Аэрофлота, с которым контактирует пассажир, надумав лететь самолетом, является кассир. Помогает ему быстро и качественно обслуживать пассажиров современная техника. С 1972 года в крупных агентствах Аэрофлота функционирует автоматическая система бронирования и продажи авиабилетов "Сирена".

Благодаря ей можно совершать несколько операций: продажу билетов и их автоматическое печатание, бронирование мест, учет возврата билетов при отказе и т. д.

На аэровокзале о начале регистрации билетов, номере рейса и другие данные сообщает диктор. Объявления по радио дублируются информационным табло, которое загорается у регистрационной стойки. Включает его информатор-оператор.

Оформление билетов и багажа, учет вылетающих пассажиров производит диспетчер по регистрации. Работает он в операционном зале аэропорта. Его рабочее место находится за стойкой, здесь же расположены весы для взвешивания багажа, транспортер для эвакуации грузов. Помогает ему в оформлении багажа приемосдатчик грузов. Это сотрудники службы организации перевозок. Разрешение на регистрацию пассажиров и оформление багажа дает диспетчер службы организации перевозок.

За 45 минут до вылета воздушного судна пассажиры приглашаются на посадку. Их сопровождает дежурный по встрече и посадке в автобус или непосредственно к трапу самолета.

Обслуживанием пассажиров и самолетов в аэропортах занято несколько цехов, служб и большое число разнообразных специалистов.

Для четкой организации и оперативного управления производственным процессом в аэропортах широко внедрена диспетчеризация. Есть диспетчеры по управлению воздушным движением, авиаци-онно-технической службы, службы организации перевозок, по центровке, по загрузке, по обеспечению питанием пассажиров, коммерческого склада, автотранспортного отдела и т. д. Все диспетчеры подчиняются центральной диспетчерской аэропорта, которая координирует работу всех диспетчерских служб.

В Москве функционирует Центральная диспетчерская служба. Здесь концентрируется информация из различных предприятий гражданской авиации: в каком порту и по каким причинам задержаны рейсы, о погодных условиях в аэропортах страны и т. д. Оперативная обстановка на данный момент в стране отражается на огромной электронной карте. Светящиеся неоновые лампочки горят: в Ленинграде чистят полосу от снега, в Минске туман, аэропорт закрыт до 13 часов, в Мурманске сильный боковой ветер и т. д. Все эти данные помогают оперативно контролировать, координировать и корректировать деятельность всех служб гражданской авиации в масштабах страны.

Специалистов для служб, занимающихся обслуживанием пассажиров в аэропортах и аэровокзалах, готовит Ленинградское среднее техническое училище гражданской авиации. Некоторые специалисты (билетные кассиры, дежурные по регистрации, приемосдатчики грузов, дежурные по встрече и посадке пассажиров и др.) проходят обучение на курсах в учебно-тренировочных отрядах управлений гражданской авиации.