Пилот. Профессиональная деятельность

Профессиональная деятельность пилота представляет собой сложную систему интеллектуальных действий. Наибольшую роль играют такие мыслительные процессы, как наблюдение, контроль, оценка обстановки. Для него характерна деятельность в условиях ограниченного времени и эмоциональной напряженности. Полет по маршруту в благоприятных условиях может создать обстановку однообразия и монотонии. Однако пилот постоянно сохраняет высокую бдительность, способность включиться в решение неожиданно сложных задач. Пилоту необходима высокая работоспособность, нервная выносливость, уравновешенность, эмоциональная устойчивость. У пилота должны быть острое зрение и хороший слух. Зрительно он постоянно воспринимает показания приборов и ориентиры на земле. При посадке некоторых типов самолетов пилот проверяет свои действия по наземным ориентирам, он должен уметь правильно оценивать расстояние от самолета до земли. А это зависит от развития его "глубинного" глазомера. При этом летчик должен учитывать возможность возникновения иллюзий.

Со стороны действия пилота по управлению воздушным судном кажутся неторопливыми, замедленными. Однако он-то знает, чем может обернуться каждое неаккуратное движение. Самолет очень чувствителен к управляющим воздействиям.

Здоровье пилота должно быть безупречным. Поэтому в учебные заведения, ведущие подготовку пилотов, в летные училища принимаются только выносливые юноши, успешно прошедшие психофизиологический отбор. В Советском Союзе функционируют средние и высшие летные училища. По окончании средних училищ курсантам-выпускникам присваивается звание пилота.

Специалистов с высшим образованием - инженеров-пилотов готовят высшие летные училища гражданской авиации. Пилоты, имеющие среднее образование, могут поступить в Академию гражданской авиации, где получат диплом инженера-пилота.