Судоводитель речного флота. Условия труда

Современные суда оснащены самыми совершенными навигационными приборами: эхолотами для определения глубины под днищем судна, гирокомпасами и авторулевыми для его ориентирования и автоматического удержания на заданном курсе, радиолокаторами для ориентирования при плавании в темноте или при плохой погоде, радиопеленгаторами и секстантами для плавания в море, различными радиопередатчиками и переговорными устройствами. Однако как бы ни было оснащено судно, управлять им на узких участках русла рек невозможно без знания их лоции - особенностей речного русла.

Старые судоводители еще и сейчас вспоминают времена, когда суда ходили только днем. Сейчас они плавают круглосуточно, однако по уставу службы ночную вахту должен вести только капитан - судоводитель самой высокой квалификации. Капитан должен выходить на командирский мостик и при прохождении судном всех участков пути повышенной сложности - каналов, гидросооружений, шлюзов, а также при плохой видимости и шторме. Время выхода на вахту выбирает сам капитан. Однако во всех случаях он несет полную ответственность за безопасность движения на участках пути повышенной сложности.

Рабочее место судоводителя - рулевая рубка, где расположен пульт управления судном. Работа у пультов управления характеризуется малой двигательной активностью и повышенным напряжением. При управлении судном капитан ведет активный поиск сигналов навигационной обстановки - створных огней, плавучих бакенов и буев, помогающих выбирать правильный путь. Одновременно он получает большое количество сигналов о работе машинного отделения, которым управляет на расстоянии с помощью электрических, гидравлических и других автоматических приборов. Судоводитель не видит непосредственно, как работают в машинном отделении сложные агрегаты - судовые двигатели и электростанция, котлы и компрессоры. Он контролирует их работу по показаниям приборов: манометра, измеряющего давление масла в двигателях; термометра, определяющего температуру подшипников; тахометра, регистрирующего число оборотов двигателя, и др. На пульт управления может поступить до 150 сигналов и показателей, и все они требуют быстрой расшифровки и при необходимости принятия своевременных решений. Работа судоводителя поэтому связана с постоянным нервным напряжением.

Известно, что после полной остановки двигателей судно останавливается не сразу и может пройти еще около километра.

Судоводитель должен заранее и с высокой точностью определить расстояние до встречных препятствий или судов. Для этого нужно обладать точным глазомером, пространственным оперативным мышлением, наблюдательностью и предусмотрительностью, быстротой реакции. При расхождении со встречным судном из-за давления встречных потоков воды носовые оконечности судов поворачиваются друг к другу, что может привести к их столкновению. У судоводителей скоростных судов имеются лишь секунды или даже доли секунды для выбора единственно правильного решения по управлению. В такие моменты нервы судоводителя предельно напряжены. И только человек с развитым вниманием и памятью, обладающий эмоционально-волевой устойчивостью и быстротой оперативного мышления, сможет успешно решить вставшую перед ним трудную задачу.

На современных судах созданы все условия для полноценного отдыха экипажа: имеются бассейны для плавания, финские бани (сауны), спортплощадки на открытой палубе, фотокаюты, кают-компании с киноустановками, цветными телевизорами, стереомагнитофонами и музыкальными инструментами. В крупных портах организуются базы межрейсового отдыха речников, где проводятся экскурсии, шлюпочные и водные состязания и другие культурно-массовые и спортивные мероприятия.

Профессия судоводителя предъявляет высокие требования к здоровью человека. Перед выходом в навигацию экипажи проходят медицинское переосвидетельствование. Судоводители скоростного флота проходят медицинские осмотры перед каждым рейсом.

В зимний период на всех реках нашей страны начинается ледостав. В этот период навигация прекращается, и плавсостав до начала новой навигации занят ремонтом своих судов.

Готовят судоводителей речного флота в речных училищах.