Водитель трамвая

Во второй половине прошлого столетия в передовых странах мира быстро развивалась промышленность, росли города. Чтобы попасть из одного района города в другой, надо было порою отшагать добрый десяток километров. Конечно, во всех больших городах существовали извозчики, но не всякому они были по карману. Понадобился новый транспорт.

И тогда-то во многих странах появились конно-железные дороги - конки. Две лошади катили по рельсам маленький открытый вагончик, в котором сидело 15-20 человек. Иногда вагончики были двухэтажные - проезд на втором этаже, "на империале", стоил дешевле, чем внизу. К двум лошадям, тянувшим конку на ровных участках, подпрягали еще двух, когда предстояло тащить вагончик в гору. Хорошо, если город стоял на равнине, а там, где много холмов, приходилось то и дело припрягать лошадей. Конечно, скорость конной тяги была невелика, и содержание конного "парка" обходилось недешево.

Поставили в вагончик электрический двигатель постоянного тока. Над осью рельсового пути подвесили медный контактный провод. Для съема тока с контактного провода служила стальная дуга с закрепленной сверху медной лыжей, скользящей по проводу. Во время движения лыжа прижималась к проводу системой пружин.

Так родился трамвай. В России первый трамвай появился весной 1892 года в Киеве. Первая трамвайная линия была однопутной, с разъездами для пропуска вагонов разных направлений. Электрический ток подавался от маленькой электростанции, вырабатывавшей постоянный ток напряжением 500 вольт.

Вскоре трамвай появился в Петербурге, Москве и других городах. С годами трамвайное хозяйство росло и совершенствовалось. Трамвайные линии стали двухпутными, рельсы более тяжелыми и надежными, вагоны - более вместительными и удобными. Электроэнергия теперь подавалась от мощных электростанций, преобразовывалась в тяговых подстанциях в постоянный ток и оттуда поступала в контактный провод. Протяженность трамвайных путей быстро увеличивалась, росло число вагонов и, конечно, количество перевозимых пассажиров.

Время, когда появился трамвай, было началом бурного развития двух отраслей техники - механического транспорта, с одной стороны, и электротехники - с другой. И вот, соединив в себе средство городского транспорта и электрическую тягу, трамвай стал счастливым первенцем перспективного в будущем (и для того времени, и для нашего) средства передвижения. Большие заслуги у трамвая перед жителями наших городов. Одним из самых радостных и обнадеживающих дней в осажденном Ленинграде в годы Великой Отечественной войны стал день возрождения трамвайного движения. Многим ленинградцам он спас жизнь, потому что экономил для них энергию, которой оставалось так мало. А сколько миллиардов людей перевез трамвай за всю историю своего существования! Наверно, никто не возьмется это подсчитать, но цифра, видимо, получилась бы потрясающая.

В городах, где нет метрополитена, трамвай вместе с троллейбусами является пока основным видом транспорта и осуществляет 60-75 процентов всех перевозок пассажиров.