Артист оперного театра

Специфика работы артиста оперного театра в первую очередь зависит от специфики самого жанра оперы. Опера - это синтез пения, слова и драматической игры. Соответственно, оперный певец, обладающий красивым, хорошо поставленным голосом, должен одновременно с процессом вокальной работы - работы певческого аппарата - заботиться о своем поведении на сцене, то есть об актерской игре. Одно дело - просто петь (песню, романс) или играть драматическую роль, другое - сочетать вокальное и сценическое искусство одновременно. Естественно, в таком случае от артиста требуются особые профессиональные данные, специфическое актерское мастерство.

Оперный певец участвует в спектакле, длящемся иногда до четырех-пяти часов. Чтобы выучить партию такого спектакля, нужно не только обладать голосом, слухом, но и хорошей музыкальной памятью, помнить текст и музыку, обладать физическим здоровьем, выдержкой. Репертуар театров богат, разнообразен, и оперный артист участвует во многих спектаклях. Держать в памяти не только вокальный текст, но и всю роль, во всей ее сложности, чтобы, придя на очередной спектакль, создать живой, действенный образ, может вокалист с незаурядными способностями, умеющий к тому же прекрасно работать.

Однако работа вокалиста должна разуму но сочетаться с отдыхом. Ему необходимо соблюдать определенный гигиенический режим питания и сна, беречься от простудных заболеваний.

Артист оперного театра владеет всеми манерами пения (техникой кантилены, речитативом, декламацией). Он умеет верно интонировать, то есть произносить музыкальную фразу таким образом, чтобы в ней отражалась суть персонажа или ситуации. Он может посредством тембра - окраски голоса - выражать музыкальную мысль.

Шаляпин писал: "...в правильности интонации, в окраске слова и фразы - вся сила пения". Певец знает музыкальные стили, особенности национальных вокальных школ - ведь артисту оперного театра приходится исполнять партии в спектаклях композиторов разных национальностей.

Оперный певец свободно ориентируется в творчестве разных композиторов: манера интонирования, ведения голоса, а соответственно, вся работа голосового аппарата меняется в зависимости от характера музыки. По-разному поется партия в старинной опере и опере классической. По-разному поются партии в операх композиторов одной эпохи и страны. Существуют даже определенные типы оперных певцов, обладающих данными, которые больше всего подходят стилю одного или другого композитора.