Артист речевого жанра

Профессия артиста речевого жанра имеет давние традиции. Достаточно вспомнить древних сказителей, рассказчиков, столь популярных в России прошлого столетия.

Отличительной особенностью искусства речевой эстрады то, что артист пользуется практически одной выразительной краской из всего богатого арсенала сценической техники: он пользуется лишь словом. Интонационной окраской, темпом и ритмом произнесения фраз или стихотворных строф, силой звука, речевой характерностью он должен создать ощутимый, зримый образ того, о чем или о ком рассказывает. Как правило, артист речевого жанра не прибегает к помощи музыки, сценической декорации, костюма или реквизита. Но даже в тех случаях, когда эти детали появляются в номере, жанровая природа его не теряет своей определенности.

Итак, главное выразительное средство артиста речевого жанра - его речь. Всем известно, насколько ярким и емким может быть слово. Немало примеров тому дала классическая литература. Звучащее же слово - во много раз сильнее: ведь оно наполнено живыми эмоциями и чувствами говорящего. В устах актера слово порой приобретает новый смысл, затверженные истины - свежесть первого прочтения. Для этого, разумеется, необходимо в первую очередь, чтобы актер был талантлив, чтобы его исполнение вызывало чувство правды, чтобы актеру верили зрители.

В профессии актера речевого жанра есть свои подразделения. Основная часть - это актеры-чтецы. В их репертуаре стихотворные и прозаические произведения - целые и в отрывках, литературные композиции. В истории искусства чтеца известны случаи возникновения настоящих "театров одного актера": именно таким было творчество В. Яхонтова, так работают на эстраде Д. Журавлев и С. Юрский. Этим "пограничным" театрам - на грани театрального и искусства чтеца - свойственно сочетание различных выразительных средств, включая зрительный ряд, музыкальный. Особая зрелищность таких программ позволяет причислять их скорее к явлениям сценическим.

Большой отряд артистов-чтецов трудится в сфере традиционной эстрады. Если первым ближе классическая литература, ее строгие эстетические каноны, то мастера монолога, фельетона, куплета предпочитают исполнять с эстрады материал живой, "горячий", отражающий будничную жизнь, с ее драмами и комедиями, анекдотическими ситуациями. В этих программах преобладают краски комедийные, их называют чаще всего "вечерами юмора", "уроками смеха" и т. п.

Наконец, одна из интереснейших чтецких по своей природе профессий - конферансье. Разумеется, искусством художественного чтения труд конферансье далеко не ограничивается. Он должен обладать особым даром общения. Как правило, конферансье ведет концертные программы, состоящие из разножанровых номеров, и в его задачу входит создание единого целого из этих разрозненных элементов. Многое зависит от самой личности конферансье. Он обязан не только занимать зрителей в паузах, но и что-то давать публике сверх программы. В ход идут репризы, интермедии, куплеты, маленькие монологи. Профессиональный конферансье никогда не ограничится простым объявлением следующего номера программы, но всегда найдет способ по-особому его преподнести.