Балетмейстер. Профессиональные знания

Непременное условие для балетмейстерского творчества - профессиональные музыкальные знания. На музыке основана вся работа балетмейстера, ему необходимо умение легко читать партитуру, понимать ее интонационный строй, чтобы прийти к верному творческому решению.

Балетмейстер обязан знать живопись и скульптуру. Хореография - искусство пластическое, и картина или скульптура могут подсказать то или иное танцевальное движение, помочь уловить стиль определенной исторической эпохи. Для этого же обязательно знание истории, быта и нравов основных ее периодов.

Хореограф должен быть сведущ в других областях театрального искусства - драме, опере, оперетте и т. д. В современном драматическом театре музыка, пение, танец занимают важное место. И, ставя танцы в драматическом спектакле, балетмейстер исходит из художественной ткани всей постановки, чувствует творческую манеру драматического режиссера. То же самое относится к работе хореографа в кино, на эстраде.

Знания драматической и оперной режиссуры чрезвычайно нужны балетмейстеру в постановке спектакля балетного. Хореограф, как правило, является и режиссером своего произведения. На разных стадиях подготовительной работы он вступает в активное содружество с композитором, дирижером, художником. В самый же непосредственный контакт балетмейстер входит с танцовщиками-исполнителями, их творческая индивидуальность впрямую влияет на воплощение замысла. История балета знает примеры, когда имя балерины или танцовщика неизменно связывается с ролью, танцевальной партией, для них созданной.

Так было с хореографической миниатюрой "Лебедь" на музыку К. Сен-Санса, поставленной М. Фокиным для Анны Павловой.

Трагический Петрушка в одноименном балете И. Стравинского ставился Фокиным для Вацлава Нижинского, и роль эта неразрывно связана с именем легендарного танцовщика. В историю советского балета вошла Джульетта Галины Улановой в спектакле "Ромео и Джульетта" композитора С. Прокофьева и балетмейстера Л. Лавровского. Примеров таких можно привести немало. Каждый из них лишний раз подтверждает важность такого качества балетмейстера, как умение разглядеть творческую индивидуальность исполнителя.

Балетмейстер в театре занимается не только сочинением оригинальной хореографии, созданием новых спектаклей. Он возобновляет или реставрирует ранее существовавшие постановки. В репертуаре балетного театра живут спектакли, имеющие очень давнюю историю, вошедшие в классику мирового балета. Балетмейстер обязан досконально знать хореографическое наследие, так как при возобновлении классического спектакля необходимо не только точно показать исполнителям рисунок танца, порядок движений, но и бережно сохранить художественный стиль произведения, созданного много лет назад.

Наряду с профессией балетмейстера-постановщика существует профессия балетмейстера-репетитора. Балетмейстер-репетитор разучивает и отрабатывает с артистами балета хореографию, созданную балетмейстером-постановщиком. Репетитор должен обладать великолепной хореографической памятью, знать в деталях весь текущий репертуар театра. Профессиональные требования, предъявляемые к постановщику, в равной степени относятся и к балетмейстеру-репетитору.