Художник-мастер

В Государственном Эрмитаже в , отделе истории русской культуры, который располагает отличным собранием древнерусского прикладного искусства XVI-XVII веков, среди богатой коллекции русских костюмов представляет большой интерес платье работы 1818 года. Его дополняет обязательная для моды того времени двусторонняя шаль из тонкопряденной шерсти, выполненная узорным ткачеством в сложной технике тканья "на оба лица". 

Оригинально и ее художественное выполнение: узор включает цветочные и растительные мотивы, восточные орнаментальные "бобы". Нежные, чистые и очень насыщенные тона красного, розового, зеленого цвета создают праздничное звучание узора шали, отвечающее самому изысканному вкусу. Особенно ценились тогда работы мастериц из имения Колокольцева. "Колокольцевские" шали узорного тканья знали и в Европе. Трудно даже представить, как в полутемных крестьянских избах руками женщин, задавленных тяжелой работой, рождались такие чудо-шали, ткани на рубахи, поневы-юбки, состоящие из двух свободных полотен, надеваемых на длинную рубаху, узорчатые полотенца, скатерти и шерстяные ковры, украшавшие быт в далеком прошлом, поражающие и современного человека своей красотой, светлой, жизнеутверждающей силой. 

Узорное ткачество было распространено по всей Руси. Известно, что в XVI-XVII веках было несколько ткацких слобод, где жили ткачи, работавшие для "царской казны". Их работа славилась за пределами Руси, и нередко узорными скатертями с вышивкой одаривали гостей из Европы и хвалились ими на посольских приемах. Затем уже в конце XIX - начале XX века этот вид народного искусства сохраняется главным образом в домашних промыслах крестьянок, где ткали для себя, на заказ, на рынок. Узорные ткани рождались также в "светелках"-мастерских, где женщины производили различные изделия из сырья, которое им выдавали хозяева. Здесь уже кое-где произошло разделение труда, и мастерицы превратились в наемных рабочих. 

После Великой Октябрьской социалистической революции изготовление узорных тканей возродилось не сразу, но уже в 1924 году в Ивановской области образовалась артель, положившая начало вновь развивающемуся промыслу. 

Сейчас у нас в стране много современных предприятий ручного ткачества, все они продолжают и развивают традиции, которыми славилось крестьянское узорное ткачество. 

Так, череповецкая фабрика "Красный ткач" выпускает предметы убранства интерьера: занавеси ажурного, переборного и ремизного ткачества, декоративные покрывала, салфетки, купоны для платьев и юбок. Здесь очень сильны традиции народного творчества, и благодаря этому череповецкие изделия поражают свежестью, непосредственностью и ярким своеобразием, присущим произведениям народного творчества.