Художник-монументалист

Начало XVII столетия. Находящийся в заточении узник - итальянец, один из участников подготовки восстания против испанской тирании - пишет книгу. Узника звали Томмазо Кампанелла. Воображение вело его по прекрасным улицам вымышленного "Города Солнца". Так и называлась эта книга, отразившая мечту о городе будущего, населенного счастливыми людьми. Особенностью этого вымышленного города было то, что в нем, по словам автора, "стены внутренние и внешние, верхние и нижние, расписаны превосходнейшей росписью, в удивительно стройной последовательности отображающей все науки". Кампанелла верил в то, что живопись способна воздействовать не только на эстетические чувства человека, но и на его сознание, помогать обществу воспитывать настоящих граждан в соответствии со своими идеалами. Среди всех искусств пальму первенства в этом благородном деле он отдавал монументально-декоративному искусству. 

В самом названии монументально-декоративного искусства отражается его особенность. Монументальное означает возвышенное, эпическое, поднимающееся до больших обобщений. Декоративность подразумевает украшение, аккомпанемент цветовых и линейных ритмов. Вступая в союз, эти два различных качества художественного образа рождают новое искусство, соединившее в себе два начала: величественность, масштабность и красочность, нарядность. 

Монументально-декоративное искусство тесно связано с архитектурой и не может существовать вне этой связи. Вместе с тем и архитектура нуждается в союзе с искусством, дающим жизнь стенам своими красками и линиями. Соединяясь, архитектура и живопись образуют новое качество - синтез, взаимодополняющую связь. Для художника-монументалиста профессиональное решение проблемы синтеза требует знания особых свойств и приемов работы на всех этапах. Архитектура обладает своей логикой объемно-пространственных конструкций, и художнику необходимо деликатно внедряться в готовые архитектурные плоскости. Для этого нужно пройти хорошую подготовку в учебных заведениях, где практически обучают работе в различных техниках, дают технологию процесса перевода эскизов в материал, воспитывают на лучших традициях мирового искусства монументальных росписей. Все это можно узнать как на специализированных отделениях художественных вузов, так и в высших художественно-промышленных училищах. А чтобы подготовиться к поступлению в эти учебные заведения, обязательно надо хорошо обучиться основным элементам художественного творчества в художественных училищах.