Художник по оформлению городского дизайна

Город построен, но работа архитектора не кончается: жизнь города непрерывно меняется, и вместе с ней меняется его лицо. 

Сравните фотографии старого Петербурга или старой Москвы с видом этих городов сегодня: не только люди и улицы, но и дома "одеты" по-другому - вы не увидите теперь ни разнокалиберных вывесок, покрывающих почти сплошь фасады, ни булыжных мостовых; изменились уличные фонари, киоски, ограды, витрины, появились новые монументы... За этими изменениями - существенные сдвиги в социальной жизни города и технический прогресс, но проводником их служит проектная мысль городского архитектора и городского художника. Это одна из специфических профессий, входящих в комплекс архитектурной деятельности. 

Архитектор и художник поставлены здесь рядом не случайно. В этой работе архитектор меньше, чем в других сферах своей деятельности, связан строгим расчетом, зато на первый план выходит художественный вкус, чувство меры и "чувство стиля", интуитивное ощущение гармонии среды, увиденной с точки зрения пешехода, и умение обогатить эту среду формой, цветом или фактурой детали. 

В сотрудничестве архитектора и художника реализуется синтез искусств - единство зодчества, скульптуры и живописи. 

Самое наглядное воплощение этого единства - расположение скульптурных памятников и монументальной живописи в городском ансамбле. Эти элементы городской среды иногда задумываются изначально. 

Но чаще новые произведения монументального искусства "встраиваются" в городскую среду, обогащая и преобразуя ее. Так, стал композиционным и смысловым центром площади Искусств аникушинский памятник Пушкину; новое значение приобрел въезд в Ленинград по Московскому шоссе с возведением здесь памятника Победы. Другие задачи стоят перед архитекторами, оформляющими глухие торцы - брандмауэры - городских домов панно, плакатами или рекламами; здесь идет та же работа по насыщению облика города смыслом и информацией. 

И еще о рекламе: использование газосветных трубок создало особую сферу проектирования - лица ночного города. Город не обходится без текстовой и графической информации - вывесок, транспортных знаков, названий улиц и номеров домов. Значение этих элементов городской среды велико. Часть знаков рассчитана на легкую ориентацию пешехода и водителя в городском пространстве - они должны быть легко читаемы, удобно размещены. 

Здесь на помощь архитектору приходит наука и эксперимент- ведь ошибки чреваты неприятными последствиями. Вторая задача - обеспечить гармоническое единство текстовой информации с архитектурной композицией в целом. Архитектор продумывает "стиль" будущей надписи, местоположение, величину, форму, цвет букв и эмблем - они должны хорошо читаться и не противоречить общему архитектурному замыслу. Вспомните, какой колорит сообщают старым улицам Таллина или Вильнюса кованые эмблемы кафе, магазинов, мастерских; это подлинные художественные произведения, выполненные художниками-кузнецами, но сама затея принадлежит архитекторам, возродившим историческую традицию городского оформления.