Художник прикладного искусства

Мы привыкли к красиво упакованным товарам, расфасованным продуктам. Приобретая в магазине ту или иную вещь, обращаешь внимание прежде всего на упаковку, а уже потом знакомишься с продукцией, находящейся в ней. С давних времен человек привык к упаковке, с одной стороны, скрывающей суть положенного в нее изделия, предохраняющей от повреждения, с другой стороны, подчеркивающей торжественность самого акта приобретения и дарения. 

Картонная коробка из-под товара долго напоминает нам об удачной покупке, подарке, служит рекламой изделия. Когда она выполнена на высоком художественном и полиграфическом уровне, то, кроме всего прочего, находит свое место в жилом интерьере как декоративный элемент, украшение. 

Упаковка различных изделий, выпускаемых промышленностью, имеет свою историю, связанную с развитием художественной и материальной культуры общества. Появление промышленного производства изменило требования к упаковке товаров, заставило задуматься над способом массового производства упаковочных материалов, созданием конструкций, позволяющих упаковывать различные изделия. Не осталась в стороне и полиграфия, предоставившая возможность тиражирования упаковок. Потребность в красивой и нарядной упаковке побудила привлечь многих художников различных специальностей. Появление цветной печати позволило вводить цветные вставки в упаковку, сначала без учета конструкции, в виде картинки, для чего зачастую использовались репродукции произведений живописи, потом стали создаваться специальные рисунки для упаковок. И только в середине нашего века конструкция и декор упаковки стали рассматриваться как нечто целое, неразрывное, связанное общей темой и задачами. Это потребовало рождения новой специальности - художника по промышленной графике и упаковке. 

Таким образом, сегодня упаковка различных изделий, выпускаемых промышленностью, стала одной из важных экономических, технологических и эстетических задач. Она предохраняет товар от порчи-поломки, загрязнения, позволяет дозировать сыпучие продукты, снижая затраты на потери при транспортировке, информирует покупателя о характере и количестве товара, создает рекламу продукции, влияет на настроение людей, воспитывает художественный вкус. 

Технология изготовления упаковки шагнула на самые высокие ступени современной технической мысли. Разработаны и систематизированы практически все возможные конструкции складных картонных упаковок, все шире внедряется пластмасса, полимерные пленки. Полиграфическая промышленность, предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности, заводы по изготовлению изделий из пластмасс работают над созданием упаковочного материала и самой упаковки. Сегодня практически нет ни одной отрасли производства, которая бы не пользовалась упаковочными средствами для своих изделий,- от большого деревянного, картонного или пластмассового ящика до маленькой парфюмерной коробки. Но сама коробка, являясь средством предохранения товара, не несет функций рекламы, не воздействует на эстетические чувства потребителя. Огромная роль в деле создания упаковки принадлежит художнику, который находит пропорции самого объема, соотношение его с декором, шрифтом. Перед ним стоят конструкторские, технологические и собственно художественные задачи, которые он должен решать, сообразуясь с конкретными изделиями.