Дирижер

Дирижирование - самая сложная из всех профессий музыкального исполнительства. Певец или инструменталист в репетиционный период и во время выступления отвечает сам за себя, работает над своим художественным и техническим мастерством, самостоятелен в поисках наиболее верной интерпретации.

Дирижер руководит целой группой музыкантов - оркестра, хора, ансамбля, оперной или балетной труппы. Слово "дирижер" означает "направлять, руководить". Как и другие виды исполнительского искусства, профессия дирижера в современном понимании появилась во второй трети XIX века. Но еще на древних ассирийских и египетских барельефах можно видеть изображения музыкантов, играющих на инструментах, и рядом человека с жезлом в руке, "руководящего" ими.

В Древней Греции было развито управление хором с помощью хейрономии - системы движений рук, пальцев, головы. В народном хоровом пении своеобразным дирижером был запевала - он указывал строй пения, отбивал такт, притопывая ногой или хлопая в ладоши.

Вероятно, такой способ стал прообразом так называемого "шумного дирижирования" - дирижирования коллективом музыкантов при помощи батута - палки. Этот способ появился, когда возникли оркестры, включавшие в себя большое количество людей. Так дирижировал французский композитор Люлли, ударяя об пол жезлом.

В XVII-XVIII веках во главе оркестра встал клавесинист. Играя на клавесине аккорды, он задавал оркестру ритмическую канву, помогая себе движением головы, выражением глаз и частично взмахами левой руки... Так дирижировал И.-С. Бах.

В XVIII веке управление оркестром перешло к скрипачу-концертмейстеру. Некоторое время существовало двойное дирижирование - когда скрипач руководил оркестром, а клавесинист - певцами на оперной сцене. Но со второй половины XVIII века скрипач-концертмейстер оказался полновластным "управителем оркестра". Перемежая игру на скрипке и движения смычка в воздухе, он указывал оркестру моменты вступлений, темп и прочее. Таким способом работал с оркестром Гайдн.

С дальнейшим развитием музыкального искусства, увеличением состава оркестров, развитием инструментария появилась необходимость выделить дирижера из группы музыкантов-исполнителей. Смычок, которым пользовались прежде при дирижировании, сменила дирижерская палочка, и дирижер стал самостоятельным действующим лицом. К этому времени начали складываться основные принципы дирижирования, совершенствовалась культура профессии, устанавливались ее основные формы.

Основоположником современного дирижирования наряду с Бетховеном и Берлиозом считается Вагнер. Он первым повернулся лицом к оркестру и спиной к публике, чем нарушил традиционные представления об этике дирижера и вызвал новый взгляд на эту профессию. Появилась практика дирижирования "чужими" оркестрами - гастроли. Первыми гастролерами были Берлиоз, Мендельсон. Первым дирижером, не занимающимся композиторской деятельностью, был немец Г. фон Бюлов.