Дирижерское искусство

В России дирижерское искусство связано в первую очередь с хоровой музыкой. Первыми представителями этого вида исполнительского искусства были крепостные музыканты, такие, как С. Дегтярев, руководящий крепостным оркестром Шереметевых. Впоследствии русские композиторы, так же, как зарубежные, сочетали свою деятельность с работой дирижера. Глинка руководил Придворной музыкальной капеллой, братья Рубинштейн, Чайковский, Римский-Корса-ков, Рахманинов, Глазунов не раз появлялись на концертных эстрадах с дирижерской палочкой в руках.

Лучшие традиции дирижерского искусства нашли, развитие в творчестве ведущих советских дирижеров - Н. Голованова, С. Самосуда, Е. Мравинского, Г. Рождественского, Ю. Темирканова, Ю. Симонова.

В чем же суть профессии дирижера, ее специфика?

Безусловно, дирижер, как и любой другой музыкант-исполнитель, должен суметь донести до слушателя идею музыкального произведения, понять, прочувствовать и осознать его замысел и раскрыть его всеми доступными дирижеру средствами. Данные дирижера - прекрасный слух, музыкальная память, чувство ритма, тембра, знание обширного музыкального материала. Личностные качества дирижера - воля, целеустремленность, твердый характер, умение руководить, организаторские способности. Дирижер обладает великолепным вкусом, эрудицией не только в области музыки, но искусства, науки, в других областях человеческой деятельности, чувством стиля. У дирижера должен быть авторитет, он достигается всей совокупностью указанных качеств.

Дирижер - это артист. Выдержка, спокойствие на сцене сочетаются с эффектной, яркой (в смысле индивидуальности прочтения) подачей музыкального материала.

Процесс работы дирижера начинается, как правило, со знакомства с партитурой. Если, например, фортепианное произведение записывается на двух нотных строках, то в партитуре партии инструментов указаны на 20-30 строках. Дирижер умеет "читать" партитуру, слышать внутренним слухом, как она звучит в действительности. Когда дирижеру ясен замысел композитора и ясны основные моменты в интерпретации произведения, он приступает к его разучиванию с оркестром. Разные по стилю, форме и сложности произведения разучиваются по-разному. Как правило, профессиональные оркестровые коллективы знакомы с классической музыкальной литературой. В этом случае дирижер возобновляет знание текста у музыкантов, внушая им свое толкование произведения в целом. Дирижеру очень важно владеть словом, убедительно и четко объяснять свою концепцию, доводить ее до сознания музыкантов и убеждать их в правоте своего взгляда на сочинение.