Дизайнер

Одной из профессий XX века, появление которой непосредственно связано и обусловлено прогрессом науки и техники, успехами научно-технической революции является профессия художника-конструктора или, как часто ее называют,- профессия дизайнера (от английского слова "дизайн", указывающего на проектирование, создание промышленных изделий). Основная задача художественного конструирования - упорядочение, эстетизация, гармонизация предметного окружения современного человека. 

Современный этап развития советского общества характеризуется проявлением особенного внимания к удовлетворению духовных и материальных потребностей людей. В условиях нарастающих темпов научно-технического прогресса возрастают и темпы морального устаревания и обновления предметного мира. Поток производства промышленностью изделий также лавинообразно растет. Ведь мы с вами живем в мире предметов. И все эти предметы, окружающие нас, должны быть полезны, удобны с точки зрения изготовления и использования, экономичны и красивы, должны служить сохранению здоровья человека, приобретению им новых знаний, воспитанию у него чувства прекрасного. 

Помыслы дизайнера, создающего совместно с другими участниками творческого коллектива новое современное промышленное изделие, адресованы именно человеку, поэтому дизайнер в своей деятельности использует знания социологов, идеи исследователей, пожелания эксплуатационников, возможности технологов, требования конструкторов, ограничения экономистов и рекомендации специалистов по оптимальным режимам труда (эргономистов) для нахождения такого решения, которое было бы лучшим из возможных и свободным от недостатков. Кроме этого, дизайнер озабочен еще и тем, чтобы увидеть недостатки, оплошности уже существующих изделий с точки зрения создания их для человека, удовлетворения его разнообразных и, в частности, эстетических, запросов и потребностей, он стремится представить, придумать завтрашнее изделие, которое будет не только технически совершенным, но и красивым, удобным. В этом смысле на дизайнере лежит профессиональная и социальная ответственность за формирование культурного и духовного облика завтрашнего потребителя создаваемой сегодня вещи. 

Следует учесть, что вещь, в разработке которой принимает участие и дизайнер, будет выпускаться, как правило, тысячными тиражами, и ошибка, сделанная в процессе проектирования, будет тогда повторена несчетное множество раз. Художник-конструктор на разработку того или иного изделия получает задание, ограниченное достаточно жесткими временными или технологическими "рамками", обусловленными производственным планом или возможностями предприятия. Случается, что вещь не удалась, и если после окончания проектирования она запущена в массовое производство, то уже никакие исправления сделать нельзя. Он может спроектировать новую вещь, которая будет лучше прежней, но это значит, что инженеры-конструкторы должны будут разработать другую, новую конструкцию, инженеры-технологи - создать новую оснастку и технологию изготовления. Иначе говоря, потребуются новые затраты труда, материалов, времени, что всегда нежелательно. Ошибка дизайнера, как и ошибка инженера-конструктора, обходится обществу очень дорого. Вот почему дизайнер должен соединять в себе до известной степени противоположные качества - с одной стороны, смелый полет фантазии, известную непредубежденность, раскованность мысли, творческое новаторство, а с другой стороны - высокое чувство ответственности, дисциплину ума, способность максимально считаться с реальными условиями производства.