Фокусник

Его основным выразительным средством является такой загадочный, таинственный трюк, который создает иллюзию полной достоверности. У фокусника могут мгновенно появляться, исчезать, претерпевать различные изменения не только неодушевленные предметы, но и животные, и даже люди. Жанр этот подразделяется на два вида: манипуляция и иллюзии.

Манипуляция основана на виртуозной технике пальцев, необыкновенной ловкости рук фокусника. На цирковом манеже артист, со всех сторон открытый публике, должен незаметно, ловко и быстро оперировать предметами, без малейшей задержки переводя одно действие в другие. Только упорной многолетней тренировкой вырабатывается техника манипуляции.

Иллюзии строятся на использовании специальной аппаратуры. Ее устройство и позволяет артисту давать зрителю увлекательное загадочное зрелище. Настоящий фокусник должен быть изобретателем, конструктором, актером и режиссером своих номеров.

Жанры современного цирка хотя и достаточно четко разграничены, однако не обособлены совершенно один от другого. Более того, уже давно происходит взаимопроникновение жанров - жонглирование исполняется в сочетании с эквилибристикой, акробаты включают в свои номера игру на музыкальных инструментах, клоуны выступают с дрессированными животными и многое другое. Такое явление, конечно же, расширяет возможности каждого из жанров, но и требует еще более разносторонней подготовки артистов.

Прекрасное, увлекательное искусство цирка ставит множество проблем перед человеком, решившим посвятить ему жизнь. Учиться цирковым профессиям начинают (и не обязательно лишь в цирковом училище) с самого юного возраста, и учеба эта нередко длится всю творческую жизнь. Жизнь, состоящую из постоянных переездов из города в город, из цирка в цирк, наполненную ежедневными репетициями и ежевечерними представлениями.