Porof.ru
Профессии. Выбор профессии. Рабочие профессии. Перечень профессий





Последние комментарии:

[2016-05-22 15:06:28]
касп каспийский груз ...

[2016-01-31 10:43:26]
Михайловна РАБОТАЮ 40 ЛЕТ Очень интересно ...

[2016-01-21 08:18:10]
Сашко Гармата Бред какой-то...а не статья. ...

[2015-11-17 19:06:48]
педик ...

[2015-09-25 20:36:03]
Александр Как красиво написано....аж прослезился... прямо работа ...

Гравер

Реклама:

Рисунки на хлопчатобумажных тканях получают с помощью специальных печатных машин. Для этого на печатные валы машины наносят - награвировывают - рисунок. При многокрасочной печати на каждом валу машины награвирована часть рисунка, соответствующая определенному цвету. При печати на вал наносится нужная краска, а затем тонкая стальная пластина - ракель (стальной нож) счищает ее с награвированной поверхности вала, и краска при печати переходит на ткань. Пройдя многовальную печатную машину, ткань покрывается многоцветным рисунком. На одновальных машинах получают ткани с одноцветным рисунком. 

Нанесенный на ткань рисунок обычно несколько раз повторяется. В таких случаях его не гравируют столько же раз на печатном валу, так как это чрезвычайно трудная, дорогостоящая и длительная операция. 

Гравируя различные узоры, гравер воспроизводит рисунок, выполненный художником на бумаге. В настоящее время имеется несколько способов переноса рисунка с бумаги на вал. Классический способ, в основе которого лежит гравирование резцом, позволяет воспроизводить самые разнообразные рисунки, хорошо передавать и тончайшие линии, и большие пятна цвета, и мельчайшие, едва заметные точки. Познакомимся с этим процессом подробнее. 

Мастер гравирует рисунок на круглом стальном цилиндре - матрице, размер которой равен размеру одного повторяющегося элемента рисунка. Награвированный цилиндр закаливают. Затем рисунок переносят на печатный вал машины. Делается это с помощью другого стального цилиндра - мо-лета, на котором матрицей выдавливают рельефный раппорт рисунка. Этим молетом накатывают углубленный рисунок на мягкую поверхность медного печатного вала, после чего вал хромируют для придания твердости пробельным элементам. 

Гравер чувствует ритм рисунка, изучает его декоративные особенности. Хотя гравер работает лишь с металлическими поверхностями, в своем воображении он видит все многоцветье будущей ткани. Ведь рисунок для каждого цвета гравируется на своем, особом валу. И если гравер не будет представлять, как все эти цвета, все краски сольются на ткани в одну композицию, он не сможет при переводе эскиза на печатный вал правильно организовать пространство рисунка. 

Иногда повторяющийся на ткани рисунок очень прост - в определенном порядке рассыпаны черные и белые горошины. Здесь главное - их композиционное размещение. Другой рисунок состоит из сплошных заливок краски, тонких прямых и ломаных линий, точек. Как гравер передаст эти элементы? Сплошные заливки краски невозможно передать с помощью сплошных углублений на печатном валу, так как краска плохо удерживается в таких углублениях. Эти поверхности гравируют в виде группы параллельных, ровно отстоящих друг от друга прямых линий различной длины, в зависимости от очертаний воспроизводимой фигуры, но одинаковой глубины. Чтобы при печати очертания цветового пятна не размазывались из-за растекания печатной краски, их окружают контуром - одной или двумя замкнутыми линиями. Благодаря таким контурам избыток краски, выдавливающейся из концов штрихов, не распространяется в стороны, а лишь заполняет линии - контуры, при этом получаются чистые очертания фигуры. 

Таким образом, линия - наиболее универсальный элемент гравюры. При гравировании цветов, наиболее часто украшающих ткани, с помощью линии гравер передает тончайшие изгибы листьев и лепестков, жилки растения. Линию гравер широко использует при переводе рисунка с бумаги на специальную кальку, с которой он затем переносится на металл. Гравер обводит контуром все линии, сплошные участки штрихов и точек. Большую часть линий он режет с помощью набора штихелей - резцов из твердой стали с острозаточенными углами, которые соответствуют форме выполняемого штриха. Штихелем с острыми углами гравер режет очень тонкие линии. Резцом с тупыми углами он пользуется при выполнении неглубоких гравюр для печати тканей не только с "лица", но и с изнанки. 

Штихель имеет ручку в форме гриба, шляпка которого с одной стороны срезана. При работе утолщенная часть ручки скрывается в углублении ладони гравера, его указательный палец вытянут по клинку, а остальные пальцы обхватывают инструмент. 

Работа со штихелями требует большой точности и разнообразия движений. Рукой, главным образом пальцами, необходимо чувствовать силу давления резца на металл, малейшее отклонение в направлении его движения. Сила давления на резец весьма различна и зависит от вида работ. При выполнении тончайших штрихов она очень небольшая. При значительном нажиме на резец получается глубокий и широкий штрих, дающий при печати насыщенный жирный оттиск. Очень сложна работа, когда из параллельных линий составляются штрихи. На одном квадратном сантиметре иногда надо разместить до 22 штрихов. А ведь между каждыми двумя штрихами надо оставлять пробел! При печатании в углублениях штрихов удерживается краска, а нетронутая поверхность служит опорой для ракеля. При возникновении сплошных углублений ракель начнет выдавливать из них краску. При гравировании необходимо следить за тем, чтобы штихель не заваливался влево или вправо, иначе печать получится плохой. 

Гравер должен обладать хорошо развитой зрительно-двигательной координацией. Точный глазомер, развитое ощущение сопротивления материала, хорошо сформированные кожные и мышечно-суставные ощущения, а также двигательные навыки обеспечивают точные, строго координированные движения руки гравера, производящей виртуозное манипулирование инструментом. Нередко граверу приходится работать с помощью лупы. 

Бывают случаи, когда рисунок невозможно воспроизвести на металле так, как он нарисован на бумаге. И тогда гравер ищет свои методы его воспроизведения. 

Работая над различными валами, гравер следит за тем, чтобы каждая краска точно совмещалась с другими. Не следует допускать и пробелов между красками. Поэтому площадь печатающих элементов для темных красок должна быть меньшей, а для светлых - большей. Таким же способом гравируются те фигуры рисунка, которые вследствие наличия толстых линий кажутся слишком грубыми, а также те части изображений, которые при печати могут дать растечку краски. 

Чтобы воспроизводить тончайшие оттенки оригинала, гравер должен тщательно изучать особенности наложения различных красок друг на друга. Если на одном печатном валу нужно получить несколько градаций одного и того же цвета, то слабые тона гравируются тонкими точками, а густой тон - штрихами. Размещая точки на разных расстояниях друг от друга, можно воспроизвести несколько оттенков. 

Выбирая приемы гравирования, рабочий учитывает и свойства тканей. Так, для определения ширины линии при гравировании рисунка необходимо знать число нитей в ткани на единицу площади. Ошибки при определении количества нитей могут привести к возникновению муара или пятен на ткани. Для каждого вида тканей выбирается своя глубина и ширина линий и точек при гравировании. Для печати тонких тканей непригодны валы с глубокой гравировкой, так как нанесенная толстым слоем краска не полностью будет воспринята тканью и при прохождении последней через другие печатные валы раздавится. 

Хорошо развитое художественное образное мышление дает возможность граверу свободно воплощать возникающие художественные образы в условиях производства. Видя эскиз будущей ткани, он представляет себе не только последовательность элементов своей работы, но и весь процесс в целом. В этом проявляются особенности его наглядно-действенного мышления. И хотя гравер воспроизводит эскиз художника, вид будущей ткани в большой степени определяется его трудом. 

Гравер участвует в формировании эстетического вкуса тысяч людей. Поэтому его собственный вкус должен быть безупречен. От тонкости восприятия гравером зрительных образов, развития чувства цвета и формы, от точности его пространственных восприятий зависят эстетические качества выпущенной ткани. 

В процессе работы гравер постоянно анализирует особенности пространственного построения рисунка и отдельных его элементов. Ему приходится разделять сложные цвета эскиза на несколько простых, чтобы их сочетанием передать цветовую гамму рисунка. В работе гравера не бывает повторяющихся рисунков. Каждый рисунок - новый, и его нельзя выполнить с помощью сложившихся приемов. Поэтому гравирование на печатных валах - это часть одной из наиболее трудоемких областей искусства: гравирование на металле. Этой области искусства отдали дань многие прославленные мастера, среди которых можно назвать имена Рембрандта и Рубенса. Но гравирование - это и процесс в текстильной промышленности. Сознавать, что тысячи людей одеты в платья, сшитые из материала, украшенного выполненными тобой рисунками, всегда приятно. 

Традиции профессии и требования сегодняшнего дня, чувство подаренной людям красоты вызывают у граверов стремление относиться к своему труду с особой взыскательностью. 

Однако высокие требования к качеству выполнения каждой операции, точности движений приводят к некоторой нервно-психической напряженности в работе. Эмоциональная стабильность, сосредоточенность внимания, настойчивость, усидчивость, способность к тонкой, кропотливой работе, умение трудиться спокойно, без суеты - эти черты характера необходимы граверу. Он должен иметь и хорошее зрение. Мелкие, точные движение, требующие длительного сохранения статической рабочей позы, непроизвольные задержки дыхания, значительное статическое напряжение некоторых групп мышц могут вызвать неблагоприятные воздействия на организм человека, поэтому профессия гравера противопоказана людям с выраженными сердечнососудистыми заболеваниями. 

Требуется много времени, опыта и труда, пока непослушный резец перестанет то выскакивать из проводимой бороздки, то, наоборот, глубоко зарываться в металл, а начнет как заколдованный точно следовать всем изгибам линии. Тогда рука приобретет свободу выражения замысла, присущую подлинному мастеру, и перед гравером раздвинутся широкие горизонты творчества. 

Подготовка граверов ведется в технических училищах и на производстве. Продолжать учебу гравер может в средних и высших художественных учебных заведениях.

Реклама:
  • Прокомментируй-ка


    Ваше имя:

    RSS
    Комментарий:
    Введите символы: *
    captcha
    Обновить

    Copyright © 2009-2016.
    Копирование материалов разрешено при наличии активной
    обратной гиперссылки на первоисточник Porof.ru