Искусствовед. Важная роль искусствоведа

Особо следует сказать об участии историков искусства в изыскательских экспедициях, организуемых музеями. Кроме сбора и выявления произведений древнерусского и народного искусства, члены экспедиции обследуют и берут на учет вновь открытые памятники, будь то архитектурные сооружения или стенная живопись. Такое же участие искусствоведы принимают в архитектурно-изыскательских археологических, этнографических и фольклорных экспедициях. Словом, везде, где требуется консультация, заключение квалифицированного специалиста. 

Искусство не только эстетически воспитывает человека, но и активно участвует в формировании его личности. Поэтому столь неоценима роль искусствоведов, музеев, всего искусствознания в приобщении широкого круга людей к художественным сокровищам прошлого, настоящего. 

В музее это воспитание начинается с экспозиции - определенного порядка размещения произведений в выставочных залах. Составление экспозиции требует от искусствоведа тонкого вкуса, чувства меры, знания научно обоснованных принципов восприятия 

Лишь тогда можно успешно решить сложную задачу: сосредоточить внимание зрителя как на отдельных произведениях, так и на экспозиции в целом, тем самым дать четкое и ясное представление о развитии того или иного периода искусства, о творчестве одного мастера или целого художественного направления. 

Главное место в эстетическом воспитании в музеях, на предприятиях, в школах занимают экскурсии, лекции, факультативы, которые проводят искусствоведы. В такой работе важно мгновенно сориентироваться на возрастное восприятие, уровень культурного развития аудитории. Важно найти такую форму общения, чтобы в непринужденной беседе просто и доходчиво раскрыть выбранную тему. Однако вся сложность воспитательной роли искусствоведа состоит в том, что, объясняя любой вопрос, связанный с искусством, необходимо учить людей непосредственно воспринимать произведение. 

Воспринимать эмоционально так, чтобы между зрителем и творением возникла глубокая духовная связь, без которой невозможно полноценное понимание как определенного художественного произведения, так и вообще искусства. В этих же целях при музеях организуют лектории, проводят циклы бесед. Для детей создают изостудии, кружки по изучению искусства, которыми руководят художники и искусствоведы, склонные к преподаванию. 

В городах, известных своими архитектурными достопримечательностями, создаются экскурсионные бюро. В качестве гидов-экскурсоводов в них работают искусствоведы, совмещая подчас практическую деятельность с исследовательской. Специалисты по истории искусств являются и авторами научно-популярных брошюр, сборников, путеводителей, которые издаются художественными музеями и галереями. 

Близкую по характеру работу искусствоведы выполняют и в издательствах. Редактирование, составление альбомов и подборок репродукций по искусству, которые сопровождаются очерками, вступительными статьями и аннотациями. В издательствах выходят и работы искусствоведов-исследователей. Искусствоведы, обладающие литературным даром, выступают как авторы художественно-популярных изданий об искусстве. Обычно это очерки, повести, где занимательно и живо рассказывается о творческом и жизненном пути выдающегося мастера. 

Исследовательский характер носит работа искусствоведа и в области художественной критики. Это еще один из разделов искусствознания, посвященный вопросам современного искусства. Всестороннее изучение и научный анализ злободневной проблемы, объективная оценка, суждение. Вот основные методы критического исследования. Причем критик обращается не только к специалистам, а, что особенно важно, к публике, тем самым продолжая эстетическое воспитание зрителя. Кроме того, художественный критик оказывает непосредственное влияние на развитие современного искусства, на культурную жизнь страны.