Искусствовед

Искусствовед. Вся его деятельность тесно связана с наукой об искусстве, которая называется искусствоведением. Эта наука в содружестве с эстетикой изучает пластические или пространственные искусства: изобразительные - такие, как живопись, графика, скульптура; и неизобразительные - архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн. 

Искусствоведение включает в себя ряд взаимосвязанных разделов: теорию искусства, его историю и художественную критику. Данные три части составляют содержание профессии искусствоведа и определяют различные виды его деятельности, специализацию. 

Теоретик искусства занимается исследованием теоретических проблем изобразительного искусства, архитектуры. Круг его интересов широк и многообразен. Это и закономерности развития искусства, и его отношение к действительности, взаимосвязь с обществом. Это и вопросы идейного содержания, художественной формы, специфики видов и жанров искусства, их взаимодействие... 

Огромную роль в изучении истории искусства играют музеи - исследовательские и научно-просветительные учреждения. Од- нако не следует забывать, что научная работа сотрудников музея тесно переплетается с практической, причем последняя значительно преобладает. 

Научные работники изучают коллекцию собрания, проводят систематизацию произведений известных мастеров, различных школ и направлений. На основе этого составляют каталоги произведений. Важнейшая проблема, в решении которой активное участие принимают историки искусства,- обеспечение сохранности экспонатов собрания. Коллекции крупнейших музеев состоят из десятков, а то и сотен тысяч художественных произведений, поэтому данным вопросом занимаются специальные научные учреждения, реставрационные мастерские, лаборатории, где обязательно работают и искусствоведы. 

Специалисты, занятые этой работой в музеях, применяют на практике научно обоснованные методы консервации, наблюдают за состоянием произведений в залах и в хранилищах фонда, запасниках. Все это требует от искусствоведа и знания стилистических особенностей работы отдельных мастеров, художественных направлений, школ, и, что особенно важно, повышенного чувства ответственности, чтобы не пропустить в хранилищах фонда не только интересную находку, но и произведение, требующее реставрации. Как правило, именно искусствовед первым дает заключение о необходимости реставрации определенной работы. Затем участвует в цикле предреставрационных исследований, подробно изучая художественные и технологические приемы мастера. Результаты исследования в совокупности с выводами других специалистов позволяют удалить позднейшие дополнения и записи, которые частично, а то и полностью закрывали авторскую живопись. 

В каждой музейной коллекции имеются работы неизвестных художников, а также произведения, приписываемые тому или иному мастеру. И очень важно не только открыть имена безвестных творцов, но и установить авторство спорной работы, доказать, является то или иное полотно, если речь идет о живописи, подлинником или копией с картины мастера. Такое определение авторства, школы, подлинности произведения искусства называется атрибуцией. Часто в решении анналогичных задач специалисты по атрибутике выступают в роли экспертов.