Оператор ЭВМ и автоматов

Книги по искусству, в которых репродуцированы произведения живописцев, скульпторов, графиков, художников декоративно-прикладного искусства, печатаются сегодня большими тиражами. И вместе с тем количество желающих приобрести эту продукцию превышает возможности полиграфии. Познакомившись с произведениями искусства на выставке, мы хотим получить на память каталог или буклет, а еще лучше книгу с цветными иллюстрациями, чтобы еще раз дома, в кругу друзей, рассмотреть понравившиеся работы и оставить память о выставке. Зарубежное искусство, произведения прошедших эпох интересуют нашего зрителя, заставляя его покупать репродуцированные в альбомах и книгах волнующие его произведения, придирчиво рассматривая их, оценивая при этом не только само произведение, но и полиграфическое его воспроизводство. Он радуется, когда мастерство полиграфии заставляет забывать о способе воспроизведения, и расстраивается, когда замечает изменение колорита, несовпадения печатных форм, небрежность при ретуши. Цветная иллюстрированная книга стала таким обычным явлением в доме, она так органично вошла в быт советского человека, что жизнь без нее кажется немыслимой. Вместе с тем возросла и требовательность к качеству печати, к оформлению печатной продукции. Использованию одного из наибольших достижений современной полиграфии - воспроизведению цвета, соответствующего оригиналу, обязаны мы оператору цветоделительных и корректирующих машин и автоматов.

С давних времен человек пытался в печати воспроизвести цвет. Произведения живописи, других видов искусства были достоянием богатых людей, видела их небольшая социальная группа, элита. Вместе с тем искусство всегда было обращено ко всему народу, и народ тоже создавал произведения, отражающие его социальные устремления, тягу к добру и красоте. Сделать искусство доступным широкой демократической публике, получить возможность тиражирования произведении, создавать репродукции, идентичные оригиналу, было мечтой полиграфистов.

Появление хромолитографии (принцип использования литографских камней, при котором воплощалась теория о трехкомпо-нентной цветовой системе, когда смешение трех основных цветов создавало богатейшую палитру красок) в какой-то степени приблизило эту мечту, решив в принципе задачу цветового репродуцирования. Однако сам процесс цветоделения оставался целиком в зависимости от субъективности цветовое-приятия литографа, который мог превратить нежные, еле заметные сочетания цвета в пестрый узор или, наоборот, сблизить контраст цвета до тончайших нюансов. Процесс этот был трудоемок, чрезвычайно дорог и не позволял печатать большие тиражи.

Создание цветоделительных и корректирующих машин и автоматов, а следовательно, и появление специалистов, работающих на этих машинах - операторов,- явилось вершиной борьбы полиграфии за точный, отвечающий всем требованиям цвет.