Porof.ru
Профессии. Выбор профессии. Рабочие профессии. Перечень профессий





Последние комментарии:

[2017-06-23 17:36:49]
у1 ....в....в....ф. ...

[2017-03-19 18:30:10]
Никита примерно 8000грн. ...

[2017-02-22 16:35:57]
Павел Ага, с ожирением 2 степени тоже ...

[2016-12-12 16:32:35]
Константин. Я с тобой конечно соглашесь! Я ...

[2016-10-12 22:39:07]
Анна Спасибо большое за статью. ...

Профессия - модельер


Реклама:

Когда я сравниваю нынешнего Вячеслава Михайловича со Славой Зайцевым двадцатилетней давности, то в главном не вижу в нем больших перемен: все та же восторженность, с какой он демонстрирует новинки, все то же желание приобщить зрителей к своему пониманию красоты и постоянное стремление заглянуть в моду чуть дальше сегодняшнего стиля. 

Откуда это? 

Выбор профессии всегда несет в себе элемент загадки. А тут еще такая необычная специальность: художник-модельер, работа в эфемерной, зыбкой, подверженной непредсказуемым поворотам области творчества. Как приходит чувство, что именно этот стиль одежды станет модным через год или два, где взять смелость, чтобы предложить людям свой вкус, свое представление об их внешнем облике? Какая, наконец, внутренняя пружина дает энергию постоянному стремлению обновляться? 

Как же был сделан выбор, определивший всю его дальнейшую судьбу? 

- Все произошло, честно говоря, случайно. После семилетки я хотел пойти в летное училище, но не прошел предварительный отбор. В музыкальное не имело смысла даже подавать документы: я не знал нотной грамоты и вступительных экзаменов не выдержал бы. Все остальное меня не интересовало, и где придется учиться дальше, мне было все равно. И вот однажды соседка по двору Валя Мокшанская говорит: я хочу поступать в химико-технологический техникум, пойдем вместе сдавать экзамены, а то одной мне страшно. Сейчас понимаю, что с моей стороны вся эта затея была авантюрой чистой воды. Но, как это порой случается, результат превзошел ожидания. На творческом экзамене нам предложили нарисовать натюрморт и гипсовую голову какого-то греческого бога. Я быстро выполнил задание, не надеясь на хороший исход, а когда увидел на своих рисунках вместо оценок две буквы Д, понял, что провалился. Однако оказалось, что буква Д - это закодированная пятерка, и я единственный из экзаменовавшихся получил эту оценку. Как это произошло, до сих пор не пойму. 

Будущая специальность нашей группы называлась "художник по тканям". Четыре года нам преподавали множество разнообразных дисциплин, которые так или иначе были связаны с производством тканей. Мы скрупулезно изучали структуру, рисунок, цвет различных материалов. И много, до одури, рисовали. 

Допустим, предлагали придумать рисунок для ситца или сатина: всякие там огурчики, листики, цветочки... Для этого необходимо было сначала создать общую композицию, затем множество раз переснять ее под копирку. Потом каждый вариант закрасить своей краской, чтобы, соединившись вместе, они дали окончательный цветной рисунок. 

Такая работа требовала необыкновенной усидчивости, сосредоточенности и работоспособности. Не знаю, справился бы я с этими нагрузками, если бы мама с детства не приучала к труду. Мне кажется, что в Иванове не было растения, которое я не срисовал: от первых острых травинок, пробившихся по весне из земли, до пышных пионов. Я мог так натуралистично нарисовать кисть красной смородины, что внутри каждой ягодки были видны семечки на просвет. 

Мир растений настолько переполнял меня, что листья, цветы, плоды снились мне по ночам. Я видел их перенесенными на ткани и рисовал, рисовал... 

Техникум я закончил с отличием, что дало право продолжать учебу в Московском институте легкой промышленности. И вот тут я вдруг понял, что ткань - лишь сырой материал для формы. Идея художника может найти свое воплощение только на живом человеке. И я решил стать модельером, чтобы получить возможность реализовывать свои идеи в конкретных образцах одежды. Дважды проходил практику в Доме моделей, что на Кузнецком мосту, в Москве, и даже был приглашен работать там после окончания института. 

Но так случилось, что при распределении я был направлен на фабрику рабочей одежды руководителем группы художников в экспериментальный цех... 

Ничто никогда не давалось ему без труда. Отсюда его неприязнь и к лентяям, нетерпимость к любой праздности. Убежденный, что всегда можно найти полезное занятие, он не любит сидеть без дела. Уважая труд как таковой, считает своим долгом помочь в работе другим. 

На фабрике рабочей одежды он проработал всего три года. Объясняет это тем, что характер его поисков все время вступал в конфликт со сложнейшим массовым производством. В любой профессии невозможность осуществить свой творческий замысел - драма. В профессии художника-модельера, где реализация замысла имеет столь скоротечный и прикладной характер,- тем более... 

-И тогда ты ушел в Дом моделей, надеясь, что там твои поиски быстрее найдут понимание и практическое применение? 

-Да, надеялся. Еще студентом, как уже говорил, я дважды проходил там практику, и мне казалось, что это как раз та организация, где мои идеи смогут, наконец, реализоваться... К сожалению, не все получилось так, как я планировал... В Доме моделей работал большой коллектив художников, среди которых было немало по-настоящему талантливых, интересно, неординарно мыслящих. Не все, что мы придумывали и разрабатывали, доходило до широкого потребителя. Мы и легкая промышленность существовали как бы сами по себе. Нас разделял непреодолимый барьер, ни свалить, ни перепрыгнуть который так и не удалось. За тринадцать лет, что я там проработал, мною были предложены сотни моделей одежды: пальто, костюмы, платья, белье. Женские, мужские, детские. Для повседневной носки, для занятий спортом, вечерние туалеты. И все напрасно, никому это не пригодилось, оказалось ненужным. 

-Прости, но ведь были еще и международные выставки, где экспонировались твои модели, они с успехом и широко демонстрировались и у нас в стране. Я сам бывал на таких показах и видел, если можно так выразиться, твое творчество в развитии... 

- Выставки, показы... Они для модельеров - праздники. Успех, внимание прессы, не скрою, тоже приятные вещи. Но не одним этим жив художник. Придуманные мною костюмы и платья я хочу ви- деть не только в демонстрационном зале и не только на профессиональных манекенщицах. Я хочу, чтобы их носили люди, которых я встречаю на улице, на работе, в театре, на стадионе. На деле же получалось, что я со своими фантазиями существовал сам по себе, а потребитель - сам по себе. Мы жили как бы в разных плоскостях, пересечься которым было не суждено. 

Решение созревало исподволь очень давно. В свое сорокалетие я показывал новую коллекцию одежды в Московском Доме кино. До этого я выступал там уже не раз, имел много друзей, так что для особых волнений вроде бы не было оснований. Но перед выходом на сцену в голову вдруг пришла такая вот мысль: тебе уже сорок, возраст, когда можно подводить какие-то итоги. А что ты успел? За шестнадцать лет работы в моде создал несколько коллекций одежды? Но где она, эта одежда, кто ее носит? Вот и сейчас выйдешь на сцену и будешь представлять свои новинки, объяснять, как они эстетичны, удобны, современны, будешь в очередной раз врать хорошим людям, потому что ни одну из твоих моделей они не смогут ни купить в магазине, ни заказать в ателье. Одежда, которую нельзя одеть, а можно только смотреть издалека,- обман. 

И как-то так стало скверно на душе, что я решил: хватит. И стал работать для театра и кино... Но своей специальности я не изменил: работал-то в основном художником по костюмам. Правда, один из спектаклей театра "Современник" оформил полностью. Мне кажется, я смог бы работать и в других областях искусства - станковой живописи, например, или скульптуре. Пробовал, получается... 

Я все время рисую, и не только моды. На отдыхе мое любимое занятие - графика. Если я не буду выплескиваться в бумагу, театр, кино, мне кажется, могу разорваться под напором образов, сидящих во мне. 

-Но все-таки главное в твоей работе - мода. Куда бы ни уходил от нее, все равно к ней же возвращался... 

-Да, без нее уже не могу. Тут мое призвание, и счастье, и все мои огорчения... 

-Объясни, как рождается она? Что побуждает сделать первый шаг в новом направлении? Мне, например, непонятен такой парадокс: все в принципе хотят быть одетыми по моде, не отставать в этом плане от других. И в то же время не хотят, чтобы их костюм был похож на чей-то еще. У женщины может испортиться настроение, если ее сослуживица будет одета точно в такое платье. Это противоречие кажется неразрешимым для модельера... 

-Я и сам порой не могу до конца понять человеческую психологию. Недавно своему хорошему знакомому предложил сшить брюки типа галифе. При его широких мощных плечах такой фасон помог бы чисто зрительно снять лишнюю нагрузку в верхней части корпуса, уравновесил бы силуэт... Парень он молодой, любит модно одеться, я был уверен, что согласится. А он мне: 

-Такие брюки не носят... 

- Ну и что же? - говорю.- Тебе-то они пойдут. У тебя будет своя тематика... 

Все равно не согласился. 

Стремление к похожести, наверное, заложено в самой природе человека. Как, впрочем, и желание выделиться. Вспомни старинные наряды русских крестьян. У женщин - сарафаны, поневы, рубахи, передники, платки, кокошники - во всех губерниях примерно одного плана фасон и очень схожая цветовая гамма. Когда присмотришься внимательнее, понимаешь: при всей похожести каждая губерния имела тем не менее какую-то свою особенность, какое-то свое отличие. И уже в этих региональных рамках каждая рукодельница старалась придать своей одежде какую-то черточку, деталь, которая выделяла бы ее на фоне других. Скучно, когда все одеты под одну гребенку. Люди это очень тонко чувствуют... 

-Всегда ли? Чем тогда объяснить повальное увлечение джинсами? Ведь за пару грубых хлопчатобумажных брюк с наклейками иные платили столько же, сколько стоил добротный костюм... 

- Необъяснимый феномен... Но джинсы- это антимода. Родившись как рабочая одежда переселенцев, пионеров, ковбоев Северной Америки, они долго такими и оставались. Джинсы действительно очень удобны в турпоходе, для работы в поле, в саду, огороде, у станка. Однако повальное увлечение ими привело к тому, что их стали надевать и в театр, и на концерт, и в учебную аудиторию... 

- По твоему тону чувствую: это тебя раздражает... 

- Терпеть не моту. Повальное увлечение джинсами в значительной мере связано с хиппи. Грязные, нечесаные, своим образом жизни, поведением, внешним видом они бросали вызов буржуазному обществу, умышленно шокировали его. Чтобы валяться на грязных тротуарах, в парках, скверах, лучше грубых джинсов ничего не придумаешь. Но когда повальное увлечение этой одеждой было перенесено в другую социальную среду, то вместе с линялыми мятыми брюками пришел неопрятный вид. 

Посмотри на поток людей на наших улицах. Как он засорен обилием джинсов и насколько неряшливо от этого выглядит. 

С детства мама приучала меня с братом к аккуратности. Уход за брюками был одним из главных требований. Два-три раза в неделю я их чистил, тщательно утюжил, чтобы хорошо была видна "стрелка". Джинсы можно неделями не стирать, совсем не гладить, "пузыри" на коленях, линялые пятна, потертости считаются особым шиком. Мятые брюки - вся фигура человека выглядит мятой, неопрятной. 

Или вот еще одно из последних увлечений - ношение подтяжек поверх рубашки. Появилось оно у молодежи как желание по-новому декоративно украсить свою летнюю одежду. В теплую погоду ходить в пиджаке жарко. Носить галстук с одной рубашкой неудобно и как-то слишком официально. 

Надеть "бабочку" с рубашкой и джинсами - смешно. А подтяжки, кроме чисто функциональной задачи, могут выполнять еще и роль декоративной детали костюма. Правда, их вид должен соответствовать такой роли. Когда это увлечение только-только зародилось на Западе, фирмы галантерейных товаров тут же отреагировали должным образом: в короткий срок на рынок были выброшены подгяжки самых разнообразных расцветок и фасонов. 

Вышитые, тканые, с особой орнаментальной выработкой, с золотым шитьем и так далее. Года через два-три мода на подтяжки докатилась и до нас. Однако наша легкая промышленность не сумела удовлетворить требования мобильного, мгновенно реагирующего на все изменения моды покупателя, каким является молодежь. Наши магазины могли предложить только стариковские подтяжки, являющиеся предметом нижнего туалета, которые носить поверх рубашек некрасиво и смешно. Вкус всегда молчит, кричит безвкусица. 

- Стоит нам заговорить о новинках моды, тут же вспоминаем молодежь... 

- Это естественно. В вопросах моды молодежь всегда - авангард. Ибо для нее одежда, ко всему прочему, еще и средство обратить на себя внимание окружающих, способ выделиться. В этом возрасте человек обычно еще мало чего успел достичь или совершить. Яркая, броская, может быть, даже крикливая одежда - это желание быть замеченным, способ самоутверждения. Повзрослев, состоявшись, достигнув чего-то в жизни, мы становимся спокойнее, во всяком случае, находим иные средства утверждения собственного "я", или хотя бы начинаем понимать, что в этом мире ценно, а что - мишура и никчемная суета. 

Молодежь еще не доросла до этой мудрости, а мы, взрослые, очень часто своим невниманием поощряем ее к экстравагантности. Убедился на своем опыте. Однажды что-то не понравилось в поведении сына, сделал ему резкое замечание. А он вместо того, чтобы обидеться, вдруг говорит: как хорошо, что ты мне выговариваешь - значит, я тебе не безразличен. Нам, молодым, так хочется, чтобы вы, взрослые, нас заметили... 

Сначала я удивился, а потом вспомнил себя в том же возрасте: был точно таким же. И часто необычность моих моделей одежды диктовалась все тем же желанием выделиться, быть замеченным, сделать не так, как другие. Был в них элемент эпатажа, вызова сложившимся вкусам. 

По-моему, ничего страшного здесь нет, этим нужно переболеть. С возрастом все пройдет. Мы, кажется, отвлеклись от темы. 

- Напротив, просто подошли к этой теме с другой стороны. Ты рассказал, как порой подхватывается новая мода, новый стиль одежды. А как она рождается? Как к художнику-модельеру приходит идея нового силуэта? Что является тут первым толчком? Есть какие-нибудь закономерности объективного или субъективного характера? 

- Мода - довольно сложное, часто противоречивое явление, имеющее целый ряд экономических, социальных, эстетических, психологических, если хочешь, сексуальных аспектов. Искусствоведы, специалисты в области социальной психологии лучше меня могут объяснить это явление, теоретически обосновать его состояние и развитие. Мое же отношение к моде построено на эмоциях, чувствах, нюансах, которые мне самому не всегда понятны. Сам часто не знаю, почему рисую такой силуэт, а не другой, и почему он мне нравится. 

- Хорошо, не будем углубляться в теорию, рассмотрим, как рождается мода практически... 

- Мне кажется, что при рождении нового стиля одним из самых важных обстоятельств является элемент усталости от предыдущего. Допустим, долгое время был в ходу приталенный силуэт. Модельеры разработали эту тему настолько глубоко и тщательно, что, казалось, исчерпали все возможные в ней варианты. Приталенный силуэт надоел и художникам и потребителю. И вдруг предложен свободный покрой - это выглядит сразу так свежо и неожиданно, что новая тема становится модной. Она захватывает модельеров, и все повторяется вновь. 

Мода циклична. Хотя, разумеется, возвращение к некогда популярному стилю вовсе не означает его буквальное повторение. В нем что-то меняется, вносятся какие-то новые детали. Но в принципе все новое - это хорошо забытое старое. И талант художника проявляется в том, что он вовремя должен почувствовать момент смены стилей, по каким-то неясным "флюидам" уметь предугадать направление, в котором будет развиваться мода, и успеть включить в свою очередную коллекцию элементы нового... 

- Но, видимо, не в одной усталости причина смены стилей? 

- Разумеется. Мода подвержена влиянию стольких факторов, что иной раз их взаимосвязь трудно объяснить и понять. 

Замечено, например, что перед крупными катаклизмами в международных делах мода переживает период какой-то болезненной утонченности, излишней усложненности. Может быть, это происходит потому, что художники, люди, чутко чувствующие гнетущую напряженность в мире, переносят это состояние в свои коллекции? 

Во всяком случае, вспомним, сколь изысканной и сложной по конструкции была мода перед первой мировой войной. Корсеты, вычурно пышные юбки, мудреные шляпки... 

Война перечеркнула все это. И после нее главным требованием, предъявляемым к одежде, стало максимальное удобство и практичность. 

Однако новый стиль продержался не особенно долго. Женщина - как, впрочем, и мужчина - не может без игры, а мода как раз и содержит элемент игры, драматургии, которая разыгрывается средствами костюма. Женщина любит окружать себя ореолом таинственности. Короче, упрощенные до предела послевоенные формы стали все более усложняться, обретать все более утонченный характер. В конце тридцатых годов мода достигла какой-то болезненной изысканности: косой крой, асимметрия, лениво ниспадающие складки. В одежде будто бы предчувствие близкой катастрофы. Потом снова война. Упрощенность. Женщины носят мешковатые, мужского покроя пиджаки с подложными прямыми плечами. Все сколочено грубо, крепко, некрасиво. Кристиан Диор первым из послевоенных модельеров вернул женщине женственность, как бы начав новый цикл, новую спираль в развитии моды. 

- Из нарисованной тобой схемы выпали целые периоды. Мини, например. 

-Я, собственно говоря, не стремился к скрупулезному перечислению всех стилей и направлений, к их хронологической привязке. Хотелось дать лишь общую картину того, как происходит смена моды. И если говорить конкретно о мини, то оно могло бы стать прекрасной иллюстрацией вышесказанного. 

Мини родилось в начале шестидесятых годов, когда мир был потрясен первыми искусственными с путниками Земли, первым и полетами человека в космос. Космическая тематика стала популярной. Естественно, она должна была проявиться и в моде, в стиле одежды, который бы наиболее точно выразил дух времени. 

Первым откликнулся французский модельер, архитектор по образованию Андре Курреж. Он показал в Париже коллекцию, которая стала сенсацией. Ее неожиданность заключалась в том, что, если раньше кумиром моды и модельеров была женщина элегантного, "бальзаковского" возраста (после тридцати), то Курреж сделал главным действующим лицом молодую девушку, скорее даже девочку-подростка, от четырнадцати до восемнадцати лет. А каков внешний образ девочки-подростка? Прежде всего укороченная юбка. Курреж смело идет на это. Он первым в женском платье приоткрыл новые эрогенные зоны - колени, но прикрыл все, что считалось таковым ранее: грудь, спину, плечи. В его костюмах произошло как бы смещение вверх. Он полностью закрыл шею, предложив "водолазки" и свитера-шлемы. Получился очень молодой, энергичный, стремительный силуэт. Он понравился, был принят. 

И началась вакханалия. Мини-юбка, поначалу лишь слегка приоткрыв колени, вскоре укоротилась еще сантиметров на пять, потом на десять, двадцать, постепенно превратилась в микро-юбку, макрошорты. Текстильная промышленность, не находя сбыта своей продукции, несет колоссальные убытки. 

И, как это всегда бывает, из одной крайности мода кинулась в другую. В 1969 году Марк Блан показывает в Париже макси-юбку. Специалисты сразу поняли, что долго этот стиль не протянет. Он был необходим как встряска. Женщину нужно было сначала всю спрятать, чтобы затем начать понемногу приоткрывать. И действительно, вскоре на смену макси пришло миди, потом утвердилась нормальная длина платья, которая продержалась почти десять лет... 

-Недавно, по-моему, произошел новый всплеск мини... 

-Да, хотя и не столь бурный, как в начале шестидесятых годов. И этому возвращению моды есть объяснение: выросло новое поколение молодежи. Матери нынешних пятнадцати-двадцатилетних носили мини, когда сами пребывали в возрасте своих дочерей. Так что все повторяется. И мини уже не уйдет навсегда из моды, а будет периодически возвращаться... 

-Из твоего рассказа следует, что работа художника-модельера - это бесконечная гонка за убегающим призраком. Едва настиг его - он уже мчится дальше... 

-На самом деле так и есть. Нужно быть все время в хорошей форме, чтобы не отставать, не сбиться с ритма. 

-А если твои творческие поиски не овеществляются в конкретных костюмах, платьях, которые производит промышленность, реализует торговля? 

-Лично для себя видел только один выход: чтобы не остановиться в развитии, я должен все время рисовать. С открытием Дома моды ситуация должна измениться... 

-Поговорим о Доме моды чуть позже. А сейчас я хотел бы вернуться к прежней теме. Ты сказал, что в вопросах одежды человеку свойственна известная двойственность: он не хочет быть похожим на других и в то же время не желает вырываться из общих рамок. А художник-модельер - применимо это правило к его работе, его поискам? И еще: создавая свои модели, ты имеешь в виду определенную группу людей или вообще все человечество? Короче, ты хотел бы, чтобы твою одежду носили все? 

- Ни в коем случае. По молодости у меня, честно говоря, была такая фантазия. Повзрослев, поумнев, понял: это ни к чему. Поиски любого художника, сколь бы разнообразными они ни были, несут на себе печать его личности, вкуса, его эстетики. И если отдать моду на откуп одному человеку, даже чрезвычайно талантливому, она будет слишком одноплановой и скучной. Ведь не случайно в мире одновременно работают сотни, тысячи модельеров и каждый предлагает что-то свое. Правда, такое изобилие имеет и оборотную сторону: мода подчас засоряется бездарными поделками, которые портят вкус. Но все-таки обилие предложений порождает здоровую конкуренцию, а в конкурентной борьбе в конце концов побеждает та модель, которая более современна, удобна, практична, эстетична, наконец. 

Действительно, художник-модельер работает в рамках существующей моды. Даже "флюиды" будущего, еще не родившегося стиля - это тоже своеобразные рамки, которые нужно постоянно чувствовать и не выходить за их границы. И все-таки, если ты хочешь проявить себя, даже в заданном направлении тебе придется искать свой путь. 

- А как это происходит у тебя, например? Какая новая модель создана тобой, допустим, в последние дни? 

- Как раз сейчас я разрабатываю новый силуэт и, поверишь, пришел к нему совершенно случайно. Недавно на улице увидел женщину, прямое пальто которой было будто бы чуть-чуть подхвачено на бедрах. Обогнал ее, оглянулся. Понял, что ошибся: никакого подхвата, обычное прямое. Но, придя домой, стал рисовать этот показавшийся мне силуэт, усложнять его, пока, наконец, не нашел форму, чем-то напоминав- шую наполненный тюльпан, моду пятна-дцатого-шестнадцатого годов нашего столетия. Когда через день уже в готовой модели подхватил пальто поясом несколько за-ниженно, на линии бедер, получился необычный силуэт. Дополнил его маленькой шляпкой с пером - и он получил законченный вид. 

Не знаю, буду ли дальше разрабатывать эту тему, заложу ли ее в коллекцию, но сегодня она мне кажется довольно интересной и перспективной. 

- Но ты еще зависишь от вкуса людей. Понравятся ли им твои находки... 

- Разумеется, не каждому человеку нравится мой стиль, не каждому он и подходит. Это в известной мере сужает рамки моего поиска. Но все-таки у меня есть возможность раздвинуть их, посвятив часть коллекции людям, которые могут позволить элемент риска, фантазии. Это актерская, художническая среда, для которой одежда не является только предметом потребления, но еще и средством эстетического воздействия на окружающих. Такой творческий выплеск, без оглядки на чужой вкус, необходим любому модельеру как трамплин к новым моделям. Элемент неожиданности, шока так необходим в нашей профессии. 

Конечно, я могу ошибиться в своем поиске. Более того, я, как всякий художник, имею право на ошибку. Но все-таки опыт и интуиция редко меня подводят. Не случайно все свои новые мужские модели я опробую на себе, так легче представить, понравятся ли они другим... 

- Несколько лет назад ты ушел из моды. Потом вернулся. Почему? 

- Понимаешь, трудно бросить дело, которое любишь, которому отдал столько лет жизни. В этой работе нахожу свой смысл, способ высказать себя.

Реклама:
  • jxmksjn 2014-04-23 22:39:07
    ni figa sebe....  :)

    [Ответить]
    ↑ +1 ↓

    Поделись своим мнением


    Ваше имя:

    RSS
    Комментарий:
    Введите символы: *
    captcha
    Обновить

    Copyright © 2009-2017.
    Копирование материалов разрешено при наличии активной
    обратной гиперссылки на первоисточник Porof.ru