Реставратор смычковых музыкальных инструментов. Необходимые навыки

Скрипичному мастеру необходим развитый музыкальный слух. Над этим надо работать. Мастера подолгу изучают звучание скрипок в концертных залах. Окончательно слух оттачивается в процессе длительной, постоянной настройки скрипок.

Помимо развитого слуха, необходимо иметь навыки по сольфеджио и уметь играть на скрипке.

Чисто психологическая нагрузка заключается для реставратора в сложности расчета параметров и соблюдении точных размеров.

Особое место занимают измерительные приборы, дающие возможность с большой точностью измерить необходимую деталь.

Только накопление опыта, переживание ряда неудач, воспитание творческой интуиции и мышления, тренировка нервной системы на высокие напряжения в представлении идеала звука - только все это может дать мастеру представление об изготовлении скрипки, как о целостном процессе, начиная с выбора дерева и кончая лакировкой. Только при этих переживаниях творческого процесса мастер становится художником, а не ремесленником.

Молодой мастер с первых шагов становится на путь поиска, так как еще нет строгой и неоспоримой теории по изготовлению скрипки. Мастера всего мира спорят друг с другом в различных вопросах, приближаясь к совершенству итальянских мастеров.

Но даже если представить себе, что ученые дали ответы на все поставленные вопросы, мастер воспользуется этими сведениями, как художник красками. В деле скрипичного мастера нет главного и второстепенного. Важно все. И что бы ни дала теория, в этой работе всегда будет господствовать закон художественного творчества. Один для всех людей искусства.

Тембр скрипки - это область чисто чувственного восприятия. Поэтому ни в одной стране фабрики не справились с задачей решения проблем построения скрипки чисто научно-техническими методами. "Создавать скрипку надо с настроением. Если руки не чувствуют материала, а в душе нет образа будущего инструмента, ничего не получится",- говорит лауреат Всесоюзного конкурса Лариса Керченко.

Откуда же приходят скрипичные мастера? В нашей стране этому обучают мастера при фабриках и комбинатах по производству музыкальных инструментов. Часто это скрипачи, мастера-самоучки, неудовлетворенные и ищущие новые пути.

Например, в Москве сейчас действуют студии по обучению реставратора и мастера скрипки. Ими руководят энтузиасты, способные профессионалы. Эти студии одобрены Министерством культуры РФ, и намечено создание школ скрипичных мастеров по всей стране.