Ретушер. Вынужденное упрощение

Если мы посмотрим на иллюстрации в книге через лупу, то увидим, что она состоит из ясно различимых точек. В светлых местах оттиска точки мелкие, а промежутки между ними большие. В полутонах точки крупнее, а промежутки между ними меньше. Наконец, в насыщенных местах оттиска точки еще более крупные и расположены близко друг к другу. Чем больше насыщенность участка точками, тем меньше они будут различимы глазом, и покрытая ими площадь будет восприниматься как та или иная яркость тона. Выбор величины точки зависит от применения машин, красок и качества бумаги. Для таких печатных форм используются крупные точки, что значительно понижает общий контраст изображения, смазывает мелкие детали и снижает их различимость.

При работе над иллюстрациями, которые будут напечатаны на газетной бумаге, ретушер предельно, в ущерб сохранению полутонов, усиливает контрастность изображения, особенно наиболее светлых или темных его участков. Контуры деталей он делает резкими и четкими, переходы между плоскостями в пределах одного изобразительного элемента схематизирует и огрубляет, контрастность между соприкасающимися участками усиливает. Такое усилие контрастности оригинала при печати на газетной бумаге делается потому, что желто-серый оттенок ее в значительной степени уменьшает воспринимаемый глазом интервал яркости. На оригиналах иллюстраций повышенного качества, печатающихся на гладкой бумаге, ретушер несколько усиливает тон на теневых участках, а контурам придает лишь небольшую жесткость, а для высококачественных иллюстраций, которые печатаются на мелованной бумаге, осуществляется очень тонкая и точная ретушь.

Как ретушер выполняет эту работу? Восприятие яркости изображения на фотографии зависит от так называемой оптической плотности определенных ее участков, характеризующей поглощение света в фотографических слоях.

Чтобы добиться правильного распределения яркости, в одних случаях оптическую плотность необходимо усилить, а в других ослабить.

Ослабление плотности отдельных участков изображения достигается применением специальных составов - ослабителей, например гипосульфита, для уменьшения количества восстанавливаемого металлического серебра, а в ряде случаев и уменьшением толщины содержащего серебро слоя путем его соскабливания.

Для усиления плотности участков изображения на поверхность фотографии наносят какой-либо краситель в растворе либо пигмент в сухом виде (специальным карандашом). Наибольшее распространение для этих целей получил раствор анилина, который проникает в желатиновый слой фотографии и прочно закрепляется в нем. Это позволяет обрабатывать анилином любые глянцевые поверхности и использовать лессировки (тонкое поверхностное наложение краски), обеспечивающие плавные градационные переходы.