Ретушер

Отображение действительности с помощью фотоаппарата существенно отличается от образного восприятия и художественного изображения ее человеком. Однако, несмотря на это, фотография довольно быстро завоевала успех. Во многом этому способствовала работа людей, которые, используя традиционные живописные методы, приближали фотографическое изображение к художественному соответствующему восприятию человека. Среди них были и выдающиеся русские художники И. Н. Крамской и А. И. Куинджи. Так появилась профессия ретушера, название которой произошло от французского слова retoucher, что означало - подрисовывать, подправлять.

В конце XIX века фотохимические процессы стали использовать в полиграфии. Это дало возможность помещать в книгах репродукции. Перед полиграфическим воспроизведением оригиналы иллюстраций подвергались ретуши, которую осуществляли типографские ретушеры.

Помещение, где работают ретушеры, напоминает тихий читальный зал. За отдельными столами сидят мужчины и женщины. Столы эти не совсем обычные. Поверхность такого стола представляет собой матовое стекло, освещаемое снизу люминесцентными лампами. Стекло можно поднимать и устанавливать на любом уровне. Поэтому ретушер, когда это возможно, работает при естественном свете, падающем из окна. С левой стороны от него расположен мольберт, на который подвешиваются фотографии, которые он ретуширует. Сидит ретушер на вращающемся, опускающемся и поднимающемся стуле.

В чем же заключается работа ретушера? Напечатанная в книге иллюстрация почти всегда имеет по сравнению с подлинником те или иные качества потери. Основная задача коллектива, работающего над полиграфическим воспроизведением оригинала, заключается в том, чтобы такие потери были минимальными. От ретушера во многом зависит, насколько близки к оригиналам окажутся иллюстрации.

При подготовке к полиграфическому воспроизведению иллюстративный материал практически подвергается ретуши. Можно выделить два ее основых вида: техническую (поправочную) и художественную. Техническая ретушь заключается в удалении на оригинале царапин, темных или светлых пятен и точек, крупной зернистости и т. д. Роль художественной ретуши неизмеримо шире. С ее помощью подчеркиваются сюжетно-изобразительные элементы иллюстрации: уточняются их формы и пространственные отношения, устраняются недостатки в градации тонов и цветов. Такая работа доступна только тем, кто свободно владеет рисунком, хорошо чувствует тональные соотношения цветов и умеет ими пользоваться.

При полиграфическом воспроизведении тоновых иллюстраций, позволяющих передавать изображение путем переходов от насыщенных тонов к более светлым, на печатные формы наносится расчлененное на точки изображение. В высокой печати печатающие элементы - точки, возвышающиеся над поверхностью печатной формы, а в глубокой они углублены по отношению к поверхности формы. Чем глубже точка, тем больше краски отдает она оттиску. В плоской печати печатающие и пробельные элементы печатной формы расположены в одной плоскости и обработаны так, что пробельные элементы удерживают влагу, а печатающие покрываются жирной краской.