Porof.ru
Профессии. Выбор профессии. Рабочие профессии. Перечень профессий





Последние комментарии:

[2017-06-23 17:36:49]
у1 ....в....в....ф. ...

[2017-03-19 18:30:10]
Никита примерно 8000грн. ...

[2017-02-22 16:35:57]
Павел Ага, с ожирением 2 степени тоже ...

[2016-12-12 16:32:35]
Константин. Я с тобой конечно соглашесь! Я ...

[2016-10-12 22:39:07]
Анна Спасибо большое за статью. ...

Режиссер цирка


Реклама:

Режиссер в цирке является постановщиком цирковых спектаклей, программ, отдельных номеров.

Цирк - древнейший и совершенно особый вид искусства. В нем в отличие, скажем, от театра одним из главных выразительных средств является трюк, который всегда лежит вне круга обычных представлений. Цирковой образ раскрывается прежде всего физическим действием, строится на прямом общении со зрителем, но и он подчиняется определенным эстетическим нормам. Цирковая программа включает в себя множество номеров самых разнообразных жанров. Одна из задач режиссера - организовать представление, объединить разрозненные номера в стройное, композиционно завершенное зрелище. Режиссер в цирке существовал не всегда. В русском дореволюционном цирке его функции обычно выполнял антрепренер, хозяин труппы. Он формировал программу, устанавливал очередность номеров. Номера же артисты готовили сами. Еще в XIX веке в европейском и русском цирке широкое распространение получили пантомимы - тематические спектакли, сделанные на основе определенного сценария, где в действие включались трюки артистов всех специальностей. Сюжеты для пантомим заимствовались из античной мифологии, сказок, романтических мелодрам о разбойниках, ставились пантомимы на исторические сюжеты. Как правило, такие постановки также осуществляли антрепренеры. Однако крупнейшие из них, заботясь о зрелищной целостности представления, приглашали театральных режиссеров и балетмейстеров.

В советском цирке роль режиссера приобрела первостепенное значение. В первые годы после революции в Московском и Ленинградском цирках активно работали видные театральные режиссеры Н. Акимов, Н. Горчаков, Н. Петров, С. Радлов, балетмейстеры К. Голейзовский, А. Горский, Н. Фореггер. Цирк, не имея пока своих традиций режиссуры, обращался к богатейшему опыту отечественной театральной культуры. В советское время начали ставиться и отдельные цирковые номера. Режиссеры и артисты пытались увязать разрозненные трюки в стройную, образно решенную композицию, подчиненную конкретной идее. Они отказывались от грубых приемов и эффектов, подчеркивающих опасность номера для исполнителя. Приемов, столь распространенных в буржуазном цирке. Советский цирк своей задачей поставил пропаганду красоты и мужества человека.

В современном цирке артисты при подготовке нового номера редко обходятся без помощи режиссера. Номер представляет комбинацию трюков, перемежаемых другими действиями исполнителя - паузами, переходами, подготовкой к очередному трюку и т. п. И чтобы получилось отдельное законченное произведение циркового искусства, режиссеру необходимо продумать композицию номера, правильно определить его эмоциональные акценты, точно подобрать соответствующее музыкальное сопровождение, костюмы, оформление, то есть все детали, из которых состоит целостный художественный образ. Как бы ни был талантлив и виртуозен исполнитель, помощь режиссера ему необходима.

Режиссеры цирка работают с артистами самых разных жанров. Многие выдающиеся явления в истории советского цирка представляют результат совместного творчества режиссера и исполнителей. Так, например, знаменитый аттракцион В. Филатова "Медвежий цирк" создавался прославленным дрессировщиком с режиссером И. Немчинским. Иллюзионный аттракцион Э. Кио - с известным режиссером советского цирка А. Арнольдом. Именно А. Арнольд помог артисту освободить свои выступления от псевдовосточной экзотики, нарочитой "таинственности", ввел в программы Кио элемент сатиры на злободневные темы. Режиссеры работают с клоунами и, создавая характер героя, определяя линию его поведения, особенности внешнего облика, тем самым продолжают демократические традиции отечественного циркового искусства. В клоунаде особенно важно умение найти точные детали, верно расставить ударные смысловые акценты, чтобы к концу репризы или номера добиться комически неожиданного эффекта. И здесь даже самым опытным мастерам талантливый режиссер может оказать неоценимую помощь. Для многих известных советских клоунов оказался творчески плодотворным постоянный контакт с одними и теми же режиссерами. Так долгие годы работали вместе Б. Вяткин и режиссер Г. Венициа-нов, Ю. Никулин и М. Шуйдин с М. Местечкиным, О. Попов с режиссером С. Морозовым и т. д.

Повседневная работа артистов цирка носит разъездной характер. Гастроли для них - привычная и единственная форма деятельности. Перемещения исполнителей из города в город, из цирка в цирк идут централизованно, этим занимается Всесоюзное объединение государственных цирков (Союзгосцирк). В каждом стационарном цирке (а их у нас в стране более шестидесяти) программа в течение сезона сменяется, как правило, не менее двух раз. Во всех таких цирках есть главный режиссер. Круг его обязанностей очень широк. Артисты прибывают с уже готовыми, ранее поставленными номерами.

Среди них может быть и аттракцион - центральный номер циркового представления, рассчитанный на повышенный интерес зрителей. Главный режиссер цирка, выстраивая программу, должен учитывать, насколько различные номера сочетаются с общим звучанием представления. Здесь имеет значение все, даже очередность выступлений. Немаловажным красочным оформлением любого циркового спектакля являются прологи и эпилоги, которые также ставит режиссер. Его же заботой является и постановка детских утренников. Эти представления проходят обычно в дни школьных каникул, а также по праздникам и выходным. В них заняты участники основной программы, но тематика выступлений, особенно клоунских номеров и реприз, приспосабливается применительно к детской аудитории. Так что режиссер должен учитывать особенности восприятия циркового искусства и самыми юными зрителями. Режиссер цирка обязан знать и уметь очень многое. Человек, посвятивший себя такой профессии, должен глубоко чувствовать природу этого вида искусства, понимать специфику каждого его жанра, до тонкостей разбираться в технике исполнения, видеть возможности того или иного артиста. Не случайно, что многие режиссеры были когда-то цирковыми артистами, владели одной, а то и несколькими специальностями.

Но режиссер цирка должен безошибочно ориентироваться не только в цирковом репертуаре. От него требуются профессиональные знания в области других искусств - музыки, театра, живописи, литературы, давно и органично вошедших в практику цирка. Такое всестороннее образование будущие цирковые режиссеры получают в высшем учебном заведении - Государственном институте театрального искусства имени Луначарского, где уже много лет существует отделение режиссеров цирка.

Искусство советского цирка оптимистично и гуманно. Его главная задача - прославление сильного, ловкого, гармонически развитого человека. Для зрителей встреча с цирком - прежде всего праздник. Они радуются яркому зрелищу, смеются над удачными репризами клоунов, с восхищением и замиранием сердца следят за полетом воздушных гимнастов, любуются красочно поставленными прологами и эпилогами.

Аплодисментами награждают исполнителей, искусство же режиссера замечают не всегда. Тогда как в успехе представления заключается немалая доля и его творческого труда.

Реклама:
  • Прокомментируй-ка


    Ваше имя:

    RSS
    Комментарий:
    Введите символы: *
    captcha
    Обновить

    Copyright © 2009-2017.
    Копирование материалов разрешено при наличии активной
    обратной гиперссылки на первоисточник Porof.ru