Роль оператора

Велика роль кинооператора в создании актерского образа. Он может подчеркнуть те особенности актерской внешности, которые особенно важны для данной роли, и скрыть ненужные. Он может передать тончайшие нюансы актерской игры. Он в состоянии даже "сыграть" за актера - если у того, например, не получается реплика, можно в этот момент отвести объектив на его руку. Это весьма важно, например, в том случае, когда снимают непрофессиональных исполнителей.

Работу над съемками фильма возглавляет оператор-постановщик, руководящий ассистентом оператора и всей операторской группой. Оператор принимает участие в определении мест съемок, утверждении эскизов декораций и костюмов, выборе актеров на роли.

Работа кинооператора находится как бы на пересечении искусства и техники. Оператор должен хорошо владеть техникой, знать ее новинки и использовать их в своей работе. Но хотя труд оператора теснейшим образом связан с техникой, эта профессия, по своей сущности, творческая, художественная.

Те, кто решил посвятить себя работе кинооператора, должны сначала попробовать себя в фотографии и любительском кино. Им следует помнить и о том, что это одна из самых трудоемких кинематографических профессий, требующая, помимо обязательного таланта и высокого уровня общей культуры, немало физических и нервных напряжений. Обязательным для оператора является и чувство коллективизма, умение в интересах фильма отказаться от самопоказа, от самодовлеющей красивости, от эффектных, но чуждых фильму кадров.

Кинооператор хроникально-документального фильма снимает не вымышленные истории, разыгранные актерами в специально построенных декорациях, а живую, реальную жизнь. Из материалов, заснятых операторами-документалистами, монтируются документальные фильмы и киножурналы.

Следуя указанию В. И. Ленина о том, что "производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями, отражающих советскую действительность, надо начинать с хроники", советское кино начало свое существование с документальных съемок. Операторы Э. Тиссэ, А. Левицкий, П. Новицкий и другие снимали на фронтах гражданской войны, на первых новостройках. Они сохранили для нас живой облик великого Ленина.

Параллельно с поисками режиссеров-документалистов определялась специфика выразительных средств, с помощью которых оператор-документалист передает внутреннюю сущность фиксируемого им жизненного явления, выявляет его неповторимое своеобразие. Выдающуюся роль в формировании эстетики документального кино сыграла деятельность в 20-30-е годы советского кинорежиссера Дзиги Вертова и работавшей с ним группы операторов-документалистов. В годы первых пятилеток операторами-документалистами были запечатлены выдающиеся события в жизни страны и мира: челюскинская эпопея, строительство Днепрогэса, труд ударников сельского хозяйства и промышленности, войны в Испании, Китае, Эфиопии. Создана кинолетопись Великой Отечественной, материалы которой используются и сегодня в кино- и телефильмах. Каждый второй из фронтовых операторов был ранен, каждый седьмой убит.