Porof.ru
Профессии. Выбор профессии. Рабочие профессии. Перечень профессий





Последние комментарии:

[2017-06-23 17:36:49]
у1 ....в....в....ф. ...

[2017-03-19 18:30:10]
Никита примерно 8000грн. ...

[2017-02-22 16:35:57]
Павел Ага, с ожирением 2 степени тоже ...

[2016-12-12 16:32:35]
Константин. Я с тобой конечно соглашесь! Я ...

[2016-10-12 22:39:07]
Анна Спасибо большое за статью. ...

Скульптор Михаил Аникушин


Реклама:

В центре Ленинграда, на площади Искусств, что находится у Русского музея, стоит памятник великому поэту России - А. С. Пушкину. Он поставлен здесь сравнительно недавно, в 1958 году, и так органично вписался в окружающий архитектурный ансамбль Ленинграда, что создается впечатление, будто он стоял здесь всегда. В этом большая заслуга создателя этого монумента- выдающегося советского скульптора Михаила Константиновича Аникушина. 

Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую: 

Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе: 

Сколько богов, и богинь, и героев!.. Вот Зевс громовержец. Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир. 

Александр Пушкин 

С этими стихами, как со своеобразным пропуском, потому что любовь М. К. Аникушина к поэту особенная, мы и входим в мастерскую ваятеля, расположенную на Песочной набережной в Ленинграде. 

Мастерская скульптора - это особый мир. В нем соединяются несколько понятий: домашний очаг, рабочее место и своеобразный музей. Только здесь можно увидеть нескольких Пушкиных, Чеховых, вроде бы и одинаковых и в то же время совсем разных, с разными оттенками характеров, разных возрастов, выполненных в разных материалах. По соседству с Пушкиным - голова академика Бехтерева и бюсты наших современников: композитора Г. Свиридова и актера Н. Черкасова. 

Основное помещение мастерской напоминает цех небольшого завода с рельсами, краном, сварочными аппаратами, железными конструкциями для возведения больших работ. Одна стена сплошь стеклянная, поэтому свет в мастерской почти всегда мягкий, рассеянный, и только к вечеру косые лучи заходящего солнца рассекают мастерскую, по-новому высвечивая скульптуры, портреты, отдельные детали интерьера. 

Вдоль стен - полки, заполненные скульптурами, гипсовыми отливами разных объемов. Их множество: в меди, мраморе, глине - на полках, на полу. Кроме этого - рисунки, наброски, гравюры, книги. Настенках красного и белого кирпича наклеены бумажные контуры и силуэты памятников в натуральную величину и рядом среди засохших красных веток клена - красивая гипсовая голова лошади (возможно, Холсто-мер!). Часть скульптур еще не завершена и загадочно просвечивает сквозь целлофановую пленку, накрывшую их, и домашний кот заглядывает внутрь. У входа - необработанные куски гранита, мрамора, зеленоватой глины и просто кучи песка. С первого взгляда вроде хаос, но это только поначалу. Если внимательно приглядеться... 

"Живая рабочая глина - большая красота; относиться к ней небрежно - то же, что топтать цветы". Анна Голубкина. 

Хозяин мастерской - небольшого роста, коренастый, крепко сложенный, очень энергичный и одновременно мягкий. Умные, проницательные глаза, совсем белые волосы. Мудрость и теплота исходят от этого человека. Руки крупные и какие-то очень чистые (сколько глины перемешано!). 

Мастерская скульптора Аникушина в Ленинграде. Михаил Константинович заканчивает работу над памятником А. П. Чехову для Москвы. 

- Ну как вам? Он был очень красивый и высокий,- говорит Аникушин и поливает из шланга уже готовую скульптуру А. П. Чехова, заботливо укрывает ее пленкой, чтобы не пересохла глина. 

В мастерской около сорока эскизов и моделей памятника Чехову, портреты его и множество рисунков к ним. Изучение личности Чехова, поиски его образа начались у Аникушина в 1959 году и продолжаются и поныне. Сейчас памятник готов. Остается отлить его в гипсе, затем в бронзе и установить в Москве на Страстном бульваре. Готовы модели старинных фонарей и скамеек, которые будут установлены около памятника. 

...Это третий вариант скульптуры, и хотя два предыдущих были приняты государственной комиссией, Аникушин создал третий вариант, который удовлетворил его самого. 

Памятник А. П. Чехову почти готов. Ну а что было до этого? 

В одном углу мастерской стоят рядом три поясных портрета: в центре А. С. Пушкин, по бокам - его праправнучки И. Гибш-ман и О. Усова. 

М. К. Аникушин рассказывает: 

-Это была счастливая случайность - встретить родственников Пушкина: праправнучек Ирину Евгеньевну и Ольгу Евгеньевну. Я был в Архангельске, меня попросили в одном институте рассказать, как я работал над памятником Пушкину, установленным в Ленинграде. После этой беседы подошла одна дама, похвалила мою работу и говорит: "Я кое-какое родственное отношение имею к Пушкину". Я поглядел на нее: "Так вы же очень похожи на Пушкина!" Она сказала: "А кровь-то какая!" Это была Ирина Евгеньевна Гибшман. И тогда мы условились, что я вылеплю ее портрет. На следующий день она явилась в мастерскую скульптора, и начались сеансы. Через несколько часов я говорю: "Вы очень похожи на прапрадеда, осталось очень много конструктивных ходов, которые через четвертое поколение в вас вылились". Она говорит: "Да нет, ничего похожего, конечно, нет". Я говорю: "Да как же. Я вам сейчас покажу". Я взял кусочки глины и положил их, как будто на бакенбарды, и мне самому стало как-то страшно. На следующий день она сказала: "О я целую ночь не спала, так переживала". Потом она сказала, что у нее есть сестра, которая еще больше похожа на Пушкина. Когда я во второй раз приезжал в Архангельск, я вылепил и Ольгу Евгеньевну. И действительно, она очень похожа на Александра Сергеевича. Но дело даже не в том, что они очень похожи на поэта, а в том, как по-разному преломились в них эти конструктивные черты: Ирина Евгеньевна похожа на портрет Тропинина, написанный с натуры, Ольга Евгеньевна больше похожа на портрет Кипренского, тоже написанный с натуры. Разные художники взяли то, что близко им в образе поэта... 

Мастерская скульптора. Фрагмент памятника защитникам Ленинграда. Разные композиции и отдельные детали монумента. 

М. К. Аникушин рассказывает: 

-Я сейчас сижу около статуи, которая установлена в мемориале защитникам Ле- нинграда. Она называется "Блокада", здесь не просто изображен один момент, это целое длящееся время - и начало войны, и ночь ленинградская, и зима ленинградская. И все это я пережил сам. 

В 1963 году Совет Министров РФ поддержал предложение трудящихся Ленинграда о сооружении памятника героическим защитникам города в годы войны. После широкого обсуждения было выбрано место для монумента-площадь Победы при въезде в южную часть города. В результате проведенного конкурса было решено соединить творческие усилия и поручить найти наилучшее решение монумента героям Ленинграда группе в составе М. К. Аникушина (скульптор), С. Сперанского и В. Каменского (архитекторы). Это содружество не случайно: все трое защищали Ленинград и мечтали о создании памятника еще в тяжелые дни блокады. 

Скульптор и архитекторы стремились выразить в поэме из бронзы и гранита величие боевого и гражданского подвига ленинградцев, стоявших насмерть у Пулковских высот и на Невском "пятачке", показать трагедию человека в блокаде, утвердить прекрасное в нем. Полукольцом расположены сюжетные группы-новеллы в многофигурных композициях: "Летчики и моряки", "Снайперы", "Оборонные работы", "Блокада", "Трудовой фронт", "Народное ополчение", "Солдаты". В центре - рабочий и солдат, символизирующие Победу Монумент был сооружен в кратчайшие сроки. Многие ленинградцы и жители других городов нашей страны вносили деньги в фонд сооружения памятника, участвовали в строительстве этого гигантского сооружения. 

Его открытие 9 Мая 1975 года вылилось в общегородской народный праздник. Создатели его были удостоены Ленинской премии. 

За монументом выросли двадцатиэтажные дома новых кварталов Ленинграда. 

М. К. Аникушин говорит: 

- Этот памятник - народный, делали его не только я и архитекторы, а делал весь народ. Здесь, в этой мастерской, было много просмотров, было много советов и борьба мнений, но потом все сошлись на том, что именно таким должен быть памятник, который бы выразил непобедимый дух ленинградцев, правоту нашего дела, взаимовыручку и наш советский дух...

Реклама:
  • Прокомментируй-ка


    Ваше имя:

    RSS
    Комментарий:
    Введите символы: *
    captcha
    Обновить

    Copyright © 2009-2017.
    Копирование материалов разрешено при наличии активной
    обратной гиперссылки на первоисточник Porof.ru