Скульптор

Скульптура с незапамятных времен служила средством идейно-эстетического воспитания. Дошедшие до нас памятники культуры, выполненные неизвестными скульпторами из камня, до сих пор волнуют зрителя глубиной образа, возможностью увидеть прошлое и сегодня. 

Знаменитые кони Клодта на мосту через Фонтанку вот уже второе столетие украшают Невский проспект, вызывая восхищение жителей и многочисленных гостей города на Неве. Особая область скульптуры - архитектурно-декоративная пластика помогает нам воспринимать образ города, делая его масштабнее, насыщая неповторимым очарованием. 

Скульптор, работающий над украшением города, как правило, теснейшим образом связан с архитектором. Этот творческий союз, имеющий многовековые традиции, позволяет глубже уяснить архитектурный и образный строй эпохи, ощутить атмосферу взаимопроникновения прошедшего, настоящего и будущего, которая характерна для истинного искусства и ярко проявляется в творчестве монументалиста. 

Получая задание для работы, скульптор ведет длительный поиск художественного образа, знакомится по литературе, произведениям искусства с эпохой, тем культурно-историческим рядом ценностей, в который должно встать его произведение. Поиск ведется годами, иногда десятилетиями, разрабатываются варианты, идет сравнение, отбор, позволяющий выявить промахи и достижения, найти сам образ и его пластическую проработку. 

Работая сначала в мягком материале, с моделью в необходимом масштабе, он вновь и вновь обращается к своему герою, ведет поиск его характерных черт, особенностей социальной среды на уровне серьезного, обобщающего исследования. Это помогает ему проникнуться жизнью своего героя, пережить те же муки и сомнения, глубже понять образ, создает необходимое настроение. 

После того как найдено пластическое решение в общей форме (в пластике, в соотношении масс, силуэте), в работу включается архитектор, который увязывает скульптурное решение с окружающей архитектурой, находит форму, пропорции и пластику постамента, непосредственного окружения будущего произведения, предусматривает зеленые насаждения, которые могут служить дополнительным, но весьма мощным средством выявления художественной выразительности, связующим звеном между прошлым и настоящим, между зрителем и произведением. При работе с архитектором скульптор внимательно прислушивается к его мнению, зачастую делая изменения в работе, необходимые для достижения гармонии. Естественно, что в это время скульптор продолжает свою работу, ведет поиск пластических нюансов, добиваясь выразительности и цельности образа. Работа в этот период ведется, как правило, в мягком материале - пластилине или глине. Применяется также гипс, позволяющий получить прочную модель, которая может решаться вместе с архитектурными элементами. 

По мере проработки, детализации масштаб модели меняется, важнейшие детали, а иногда и все произведение исполняется в натуральном размере, также в мягком материале. Это позволяет увидеть работу в натуре, определить соразмерности, гармонию общего и частного. Такие фрагменты, например, как портрет, могут выступать как самостоятельные станковые произведения.