Театр кукол

Одним из своеобразных видов театрального искусства является театр кукол. Главная роль в нем принадлежит куклам, приводимым в движение актерами-кукловодами, чаще всего скрытыми от публики ширмой. Основные виды кукол - марионетки (куклы на нитках), верховые (перчаточные, тросте-вые, механические, теневые) - определяют характер взаимодействия актера и куклы.

Первое свидетельство о русском кукольном театре можно найти в записках и зарисовках немецкого путешественника - ученого А. Олеария в 1636 году. Старинный кукольный театр был тесно связан с деятельностью скоморохов, неотделим от традиций обрядности. Репертуар бродячих кукольных трупп был весьма ограничен и связан с определенными сказочными и балагурными сюжетами.

Рождение советского кукольного театра впрямую связано с процессом культурной революции. В 1918 году были созданы кукольные коллективы для детей и агитационный кукольный театр. Годы гражданской войны способствовали рождению большого числа кукольных агиттеатров, в которых значительную идейную и художественную роль играли режиссеры. Киевский кукольный агиттеатр "Арлекин" создавали Г. Козинцев, А. Каплер, С. Юткевич, здесь впервые на кукольной сцене ставили Маяковского, Демьяна Бедного, Лебедева-Кумача.

Первым советским режиссером-кукольником по праву считается Е. Деммени, сделавший из профессии режиссера-кукольника самостоятельную профессию. Задача режиссера кукольного театра - в создании целостного, идейно выдержанного произведения сценического искусства, рассказанного языком кукол.

Сегодняшний день кукольного театра в нашей стране чрезвычайно интересен. Всему миру известны поиски и находки народного артиста РФ Сергея Образцова, сделавшего из театра кукол подлинно любимое широкими массами искусство. От забавы, каким оно было в далекие годы, кукольное искусство стало сегодня полноправным среди других видов сценического высказывания. Наряду с театрами кукол в нашей стране существуют театры кукол-марионеток (наиболее яркий пример - Ленинградский государственный театр кукол-марионеток). Часто режиссер кукольного театра для усиления необходимого ему эффекта вводит в действие и живого актера.

Сегодняшний театр кукол - театр богатых выразительных возможностей - пользуется огромной любовью как маленьких, так и взрослых зрителей. Но поскольку преимущественный его зритель все же дети, режиссеру кукольного театра необходимо обладать и педагогическими способностями.