Porof.ru
Профессии. Выбор профессии. Рабочие профессии. Перечень профессий





Последние комментарии:

[2017-03-19 18:30:10]
Никита примерно 8000грн. ...

[2017-02-22 16:35:57]
Павел Ага, с ожирением 2 степени тоже ...

[2016-12-12 16:32:35]
Константин. Я с тобой конечно соглашесь! Я ...

[2016-10-12 22:39:07]
Анна Спасибо большое за статью. ...

[2016-07-25 21:52:25]
Федор Материал статьи был бы актуален лет ...

Театральный художник-декоратор. Начало творческого пути


Реклама:

С чего начинается творческий процесс театрального художника? Как и у каждого автора или исполнителя спектакля - с чтения пьесы. Литературная, драматургическая основа служит отправным пунктом для дальнейшей работы всех создателей постановки. Много она дает и для художника. Прежде всего ему необходимо понять идею пьесы, познакомиться с действующими лицами, узнать их характеры, проникнуться особенностью исторической эпохи, в которой происходят события, почувствовать динамику, ритм действия, сплетения сюжетных линий. В этот момент художник чувствует себя в роли режиссера, он мысленно представляет будущий спектакль так, как если бы он уже шел на сцене. Работа воображения составляет очень важную часть всего этапа размышления и уточнения общего замысла постановки.

Итак, первое условие работы театрального художника - ясное представление о характере изобразительного решения постановки и тесный контакт с режиссером-постановщиком. Взаимопонимание двух этих людей во многом определяет успех всего спектакля. Поэтому им так необходимо быть настоящими единомышленниками.

Но вот пьеса прочитана, ее будущее рождение в спектакле обсуждено с режиссером, и дальше, развивая общую идею постановки, художник разрабатывает эскизы и макеты декораций, продумывает художественное решение в целом. Иногда говорят, что пьеса- это еще половина спектакля, вторая половина создается талантом художника. Быть может, это сказано с преувеличением, но нельзя не согласиться с тем, что лишь фантазия художника может превратить стены театра в волшебные стены.

Истинный художник театра никогда не забывает о том, что сцена - это пространство для игры актеров, пространство, наполненное своими эмоциями, имеющее свою выразительную силу. Пространство сцены должно помогать актерам, быть по-своему удобным для их перемещений, обладать своим настроением, своим ритмом. Прежде чем оформлять реальное пространство сцены, художник театра делает макет декорации, предельно точно изображая в компактном масштабе все детали будущего решения сцены. Вот почему от него требуется хорошо развитое пространственное мышление, умение мысленно переводить масштаб эскиза в реальные размеры, а также разрабатывать эскизы постановки в комплексе - от сценического пространства до отдельных деталей. Художник формирует "стиль спектакля", то есть задумывает строгое, либо пышное, торжественное, либо веселое оформление. Здесь ему необходимо учитывать много самых различных обстоятельств. Декорации должны соответствовать времени и месту действия, жанру спектакля, характеру его героев. В репертуарах театров идут пьесы самых разных авторов - классиков и современников, отечественных и зарубежных драматургов. Поэтому художник должен знать с необходимой полнотой историю общества, историю искусства и театра, костюма и даже прически, кроме того, хорошо разбираться в технике и технологии театра. Спектакли, поставленные по произведениям В. Шекспира или А. Островского, Б. Брехта или В. Шукшина, оперы Д. Верди или М. Мусоргского, балеты М. Минкуса или П. Чайковского имеют свои неповторимые, непохожие на другие декорации, костюмы и даже свои краски. Ведь не только отдельные сцены по ходу спектакля, но и целые постановки должны отличаться цветовым решением. Это станет понятно, если представить мысленно, каким должен быть цветовой строй "Гамлета", а каким - "Лебединого озера", в чем должно быть отличие художественного решения "Снегурочки" от "Хованщины".

Но цветовое решение не может быть само по себе, оно должно выражаться в декорациях и костюмах. Задача создания сценического пространства - одна из самых ответственных и сложных в работе театрального художника. Вспомним, с чего начинается любой из спектаклей. Дан третий звонок, медленно гаснут люстры, занавес плавно раскрывается, и на сцене мы видим... А вот что же будет на сцене, зависит от пьесы. Это может быть крепостная стена, башня, сумрачное небо, унылый пейзаж. Такая декорация больше подходит к трагедиям Шекспира. Если же за занавесом возникнет Красная площадь, стены Московского Кремля, то перед нами пройдут сцены бессмертной "Хованщины". В "Декабристах" мы на театральной сцене увидим Сенатскую площадь, памятник Петру I - "Медный всадник". Художник должен не только воссоздавать известные памятники архитектуры, но и перенести их на сцену с учетом особенностей театра, того, как декорации будут смотреться из зрительного зала, удобны ли они будут для актеров.

В пьесах А. Чехова, да и у многих других драматургов действие обычно происходит в комнатах. В этом случае художнику необходимо придумать такой интерьер, чтобы он соответствовал эпохе, был городским или деревенским, выражал характер живущих в нем людей. Но стены торжественных залов или комнат - это еще только "каркас" сценического пространства. Его нужно обставить соответствующей мебелью, найти ей такое расположение, чтобы она не мешала игре актеров. Здесь, как и во всем, необходим тщательный отбор и, значит, хороший вкус, умение подобрать вещи в тон спектаклю. У Со-бакевича мебель должна быть грубой, массивной, а в комнатах Евгения Онегина все должно соответствовать утонченному вкусу и вместе с тем быть типичным для своего времени. Но мебель - это опять же не все. К ней подбираются в том же стиле обои, картины, светильники и, если понадобится, фотографии или часы, даже букет цветов и вазу к ним должен подобрать художник.

Может показаться, что слишком уж много мелочей в работе театрального художника. И все же из этих деталей складывается образ всей постановки, они помогают зрителю войти в атмосферу действия, а актерам - в их роли.

Одна из главных заповедей театрального художника - это "работа для актера". Художественное решение спектакля должно помогать артистам строить пластику роли, находить наиболее выгодные в том или ином моменте действия участки сцены, декораций. Художник театра должен быть и портным, во всяком случае, знать, как делается раскрой платья или костюма. Плохо, неумело сделанные костюмы будут только мешать, сковывать актеров, а это не может не отразиться на их игре.

По ходу спектакля можно видеть самые разнообразные цвета прожекторов, и в том, как вплетаются краски электрического освещения в общую ткань художественного оформления, большую роль играет опять же художник.

До сих пор мы говорили о художнике драматического или музыкального театра. А разве менее важна эта профессия в кукольном театре? А в цирке! Яркий, красочный, веселый праздник на арене создается при обязательном участии художника. И в танцевальных коллективах, таких, как ансамбль "Березка", и в создании целых спектаклей балета на льду невозможно обойтись без художника.

Реклама:
  • Дарья 2012-08-28 22:03:15
    Как здорово!Спасибо большое  :)

    [Ответить]
    ↑ +3 ↓
    мим 2014-01-15 09:19:25
    на кого мне пойти? Хотела на дизайнера, но не смогла :bad:

    [Ответить]
    ↑ +3 ↓
    Анна 2014-10-27 14:24:46
    А чем отличается театр. художник от декоратора?
    декораторы ведь тоже - художники.

    [Ответить]
    ↑ +3 ↓

    Поделись своим мнением


    Ваше имя:

    RSS
    Комментарий:
    Введите символы: *
    captcha
    Обновить

    Copyright © 2009-2017.
    Копирование материалов разрешено при наличии активной
    обратной гиперссылки на первоисточник Porof.ru